Особенности проявления темперамента у детей дошкольного возраста

20 Окт 2014, Автор: admin

Согласны ли вы с русской поговоркой «Яблоко от яблони недалеко падает»? Та же народная мудрость гласит: «С кем поведешься — от того и наберешься».

Что же на самом деле определяет поведение детей? Наследственность или воспитание? Безусловно, и то, и другое. Но если по части воспитания все родители осведомлены достаточно, то значение темперамента зачастую или переоценивается, или игнорируется.

Психологи утверждают, что к 6-7 годам уже отчетливо проявляется какой-либо тип темперамента. В связи с предстоящим обучением детей в школе родителей особенно волнует вопрос о генетически закрепленных свойствах психики ребенка.

Темперамент — это не выдумка, а научно доказанное проявление природного начала в каждом из нас. И если вас не удивляет, что усилием воли не изменить цвет волос, то вас не должно удивлять, что никакое воспитание не сделает из холерика флегматика. И ругать ребенка за то, что он меланхолик, так же бесполезно, как и за то, что он брюнет, а не блондин (или наоборот).

Нет сомнений в том, что вы, как родитель, знаете своего ребенка лучше, чем все психологи вместе взятые. Но все-таки рискну поделиться с вами кое-какой информацией.

Если ваш ребенок сангвиник

Сангвиником называют человека активного, быстро отзывающегося на окружающие события, стремящегося к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживающего неприятности и неудачи. Сангвиник всегда общителен, с удовольствием знакомится с новыми людьми, с радостью может заниматься несколькими делами, иногда очень разными. Ему присущи гибкость ума, энергичные выразительные движения, быстрый темп речи.

Проблемы в школе возможны (но это вовсе не обязательно!) из-за непоседливости. Интересы и увлечения непостоянные и неустойчивые. Успехи в учебе во многом зависят от заинтересованности в предмете и эмоционального отношения к учителю.

Значительно повысить работоспособность поможет частая смена деятельности.

Для успешного обучения ребенку необходима разрядка своей неуемной энергии, например, физические упражнения. Мальчику полезно будет посещение спортивных секций; скорее всего, он предпочтет командные игры (футбол, хоккей). Девочки могут с удовольствием заниматься танцами, гимнастикой, сангвиники от природы одарены пластичностью и выразительностью движений.

Учителям и родителям нужно учитывать, что из-за некоторых физиологических особенностей такие дети с трудом воспринимают тихий голос.

Если ваш ребенок флегматик

Флегматиком называют человека активного, спокойного и невозмутимого. Флегматик способен на глубокие чувства, но его эмоции редко заметны окружающим. Такой ребенок не отличается общительностью, но привязанности его прочны и долговременны. Материал учит основательно и запоминает надолго. Флегматик отличается спокойной, медлительной речью.

Проблемы в школе могут возникнуть (но это вовсе не обязательно!) в связи с затрудненностью социальной адаптации: флегматик плохо сходится с людьми.

Родителям и педагогам нужно учитывать, что такой ребенок медленно перестраивает свои навыки. Ему очень трудно переключаться с одного предмета на другой.

Самое главное — не ругать флегматика за медлительность! Дайте ребенку возможность работать в том темпе, который ему удобен.

Если ваш ребенок холерик

Холериком называют человека энергичного, способного заниматься делом с особой страстностью. Говорит он громко, резко, часто с восклицаниями, легко приходит в состояние возбуждения. Его интересы достаточно постоянны. Он не теряется при возникающих трудностях, с упорством их преодолевает. Учебный материал запоминает быстро, помнит долго.

Проблемы у ребенка могут возникнуть (если вообще возникнут!) из-за вспыльчивости. В досаде и раздражении он быстро выходит из себя.

Работает увлеченно, но неаккуратно, возможны неприятности из-за почерка. Испытывает трудности в переключении внимания.

Если ваш ребенок меланхолик

Меланхоликом называют человека впечатлительного, легкоранимого, но внешне слабо реагирующего на происходящее, со сдержанными движениями и приглушенной речью. Его настроение может меняться из-за очень незначительных причин. Он болезненно чувствителен. У него низкая работоспособность, поэтому быстро наступает утомление.

Проблемы в школе могут быть связаны с обидчивостью, ранимостью. Любое самое мягкое замечание учителя вызывает у ребенка смущение. Свои способности и знания он оценивает низко, хотя в действительности они могут быть значительно выше среднего. Это ведет к неуверенности ответа, даже если материал выучен очень хорошо. Если при выполнении какого-нибудь задания встречаются трудности, ребенок может теряться и не доводить работу до конца. В ситуации экзамена показывает более низкие результаты, чем на обычных занятиях.

Родителям и педагогам можно посоветовать поощрять любую активность меланхолика, разработать четкий и удобный для него ритм работы. Свести к минимуму замечания, тем более иронию. О проступках и ошибках лучше говорить наедине. Не бойтесь перехвалить меланхолика!

Исходные свойства темперамента могут со временем стать и достоинствами, и недостатками. Энергия холерика облегчит обучение в школе, но неуравновешенность поведение может значительно осложнить отношения с одноклассниками и учителями. Гибкость ума сангвиника – ценное для учебы качество, но отсутствие настойчивости может привести к тому, что дела не будут доводиться до конца. Медлительность флегматика компенсируется целеустремленностью и высокой работоспособностью. Высокая чувствительность и впечатлительность меланхолика станут преимуществом на занятиях по музыке и литературе.

Но не следует приписывать темпераменту то, что является неправильным воспитанием. К примеру, неуверенным и замкнутым можно сделать любого сангвиника (советуем поверить на слово).

Знание темперамента своего ребенка – условие необходимое, но, к сожалению, недостаточное для того, чтобы с гордостью сказать: «Теперь я точно воспитаю свое чадо правильно!» Кроме того, нужно учитывать, что «чистые» типы темперамента встречаются очень редко, обычно доминируют черты одного типа. Однако черты темперамента не могут определять то, что называется характером.

Подготовила: Савлюкова М.А., педагог-психолог МБДОУ № 115