План-конспект НОД «Огонь: друг или враг?» (старшая группа)

25 Июл 2013, Автор: admin

план-конспект нодТема план-конспекта НОД «Огонь: друг или враг?» реализуется в образовательной области «Безопасность» с интегрированным решением задач образовательных областей «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Социализация». Целью описанной образовательной работы с детьми является содействие развитию познавательной активности, любознательности, самостоятельности детей 5-6 лет.

Ход непосредственно – образовательной деятельности.

1. Вводная часть: создания проблемной ситуации; создание мотива для деятельности детей; определение цели.

Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня поговорим с вами об огне и тема нашей встречи: «Огонь – друг или враг?»

Будьте внимательны, активны, и в конце нашей встречи, вы мне должны ответить на вопрос, так кто же для нас огонь друг или враг?

2. Основная часть: показ слайдов (огонь, костер), комментирование, дискуссия; чтение стихов о добром огне; поиск причин пожара, обыгрывание сложных ситуаций при пожаре; вызов пожарного; прослушивание рассказа пожарного о спасение людей; прослушивание советов пожарного; двигательно-дидактическая игра; решение тестов; пение песни.

Воспитатель: Посмотрите на экран, что вы видите на картинке?

Дети: Огонь.

Воспитатель: Огонь чего?

Дети: Огонь костра.

Воспитатель: А на этой картинке?

Дети: Огонь свечи.

Воспитатель: Да, правильно огонь костра, и огонь свечи. Ребята, а какого цвета бывает костер?

Дети: синий, ярко-красный, оранжевый, золотой.

Воспитатель: Верно, огонь бывает ярко – красный, оранжевый, синий или золотой, но он одинаково «горячий». А как вы можете ещё охарактеризовать огонь?

Дети: Добрый и злой.

Воспитатель: Правильно, добрый и злой. Добрый. А в чем его доброта?

Дети: Огонь даёт нам тепло, свет, пищу.

Воспитатель: Я с вами согласна, это тепло – без чего человек не сможет прожить, свет – без света человеку не уютно, пища – без огня мы не сможем приготовить себе еду, а без еды мы не можем прожить и дня. Огонь, необходим людям. Человек всегда обожествлял огонь, слагал о нем легенды, сказки и песни.

Я знаю ребята, что вы тоже хотите рассказать стихотворения об огне, о добром огне.

Дети рассказывают стихи, отражающие значимость огня в жизнедеятельности человека.

Воспитатель: Спасибо ребята, нам очень понравились ваши стихи об огне. Хорошо, ребята, когда огонь существует и он во  власти человека, и мы умело им управляем. Но если огонь вырывается из-под власти человека, то какой он?

Дети: Злой.

Воспитатель: Правильно: злой. В чем его злость – огонь может уничтожить все, что попадается ему на пути: дома горят, леса горят, погибают люди и животные. Каким обобщающим словом мы назовем такой огонь?

Дети: Пожар.

Воспитатель: Правильно: Пожар! Давайте вместе подумаем, что же может стать причиной пожара.

Дети: Неисправные электроприборы, не затушенный окурок, детские шалости со спичками игры с зажигалками, игры со свечками, игры с горящей бумагой, игры вокруг новогодней елки с петардами, бенгальскими огнями и хлопушками

Воспитатель: Правильно: 1. Неисправные электроприборы. 2. Не затушенный окурок. 3. Детские шалости со спичками. 4. Игры с зажигалками. 5. Игры со свечками. 6. Игры с горящей бумагой. 7. Игры вокруг новогодней елки с петардами, бенгальскими огнями и хлопушками.

Посмотрите ребята на наши макеты, в чем здесь причина пожара?

Дети: утюг (горячий) оставили лежать, а занавеска была слишком близка к огню.

Воспитатель: Правильно, утюг (горячий) оставили лежать, а занавеска была слишком близка к огню.

Представьте ребята, что в квартире по неосторожности или по какой-то другой причине возник пожар. Что вы будете делать?

Дети: Если дома есть взрослые, надо скорей бежать к ним за помощью. А если дома во время пожара никого не оказалось, надо быстро, не теряя ни минуты, вызвать пожарных.

Воспитатель: Молодцы! А как, ребята, вызвать пожарных? Посмотрите на экран и выберите этот номер, перед вами четыре варианта: 01, 02, 03,04.

Воспитатель: Правильно необходимо набрать по телефону две цифры 01. Я знаю, что Маша, приготовила нам стихотворение, чтобы мы легче запомнили эти две цифры.

Ребенок: Если вьется пламя. Дым валит столбом. Ноль – один мы наберем. Мы пожарных позовем.

Воспитатель: Говорить по телефону нужно четко, ясно и смело. Ребята, а чтобы к нам приехал пожарный, что необходимо назвать?

Дети: Адрес – улицу, дом, квартиру, этаж.

Воспитатель: Правильно: Улицу – где вы живете, дом, квартиру, этаж. Ребята, а кто из вас сможет сейчас назвать свою улицу, дом, квартиру и этаж?

Сначала выбери 2 цифры, которые нужно набрать на телефоне, бери телефон и говори.

Ребёнок выбирает 2 цифры, набирает номер на телефоне и вызывает пожарных.

Ещё кто может набрать свой адрес?

Ответы детей.

Воспитатель: Спасибо. И если, кто-то из вас, еще не может назвать свою улицу, дом, квартиру и этаж, попросите родителей, выучить с вами и повторять каждый день, пока вы не запомните. Хорошо?

Вызвав пожарных, плотно захлопните дверь в квартиру и бегите на улицу.

Воспитатель: Дети, посмотрите на экран, перед вами дом. Сколько этажей в этом доме?

Дети: 5 этажей.

Воспитатель: На каком этаже пожар?

Дети: На четвёртом.

Воспитатель: Посмотрите, горит балкон. На какой стороне находится балкон, слева или справа?

Дети: Слева.

Воспитатель: Правильно, слева. А вот и наш пожарный пришел к вам в гости:

Может он нам что-то интересное принес? Давайте его послушаем.

Ребенок: Я ребята долго говорить не буду, я устал, я только с пожара, я спасал деда с бабой, а хотите узнать благодаря кому они остались жить?

Ну, слушайте: «Жили – были дед да баба. Раз пошел дед в лес по грибы, по ягоды и увидел, как лиса схватила маленького вороненка, что из гнезда выпал, старик взял палку и отогнал лису и взял вороненка домой. Стали они с бабкой вороненка лечить, кормить и он выздоровел. И один раз, зимой, старик затопил печь, и легли они с бабкой спать. А один уголек из печки выкатился на половичок. И начался пожар, а дед с бабкой спят и не чего не слышат. А вороненок испугался, стал громко кричать, не дед с бабкой спят, тогда вороненок подошел близко к старухе и как каркнет во все горло. Кар-кар! Вставай! Пожар. Бабка соскочила, деда разбудила, и вызвали меня. Я пожар затушил, вот  такая забавная история, где вороненок спас деда и бабу, как когда-то они его спасли».

Воспитатель: Спасибо пожарный. Вам понравилось ребята эта история?

Дети: Да

Воспитатель: А вы были внимательны?

Дети: Да.

Воспитатель: Я сейчас проверю, ответьте на вопросы.

1. Куда пошел однажды старик?
2. Кого он спас?
3. Как дед и баба выхаживали вороненка?
4. Как вороненок спас стариков от смерти?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы с нашим пожарным приготовили для вас советы, послушайте:

Воспитатель: От огня и дыма спрятаться нельзя.

Ребёнок: Убегать из дома нужно вам, друзья!

Воспитатель: Неисправную гирлянду лучше не включать,

Ребёнок: Чтоб пожарных и врачей в дом не вызывать!

Воспитатель: Если спички в руки взял.

Ребёнок: Сразу ты опасным стал.

Воспитатель: Ведь огонь, что в них живет

Ребёнок: Много бед всем принесет!

Воспитатель: Нельзя, малыш, с огнем играть

Ребёнок: Опасны игры эти.

Воспитатель: Ведь могут люди пострадать

Ребёнок: И взрослые, и дети!

Ребенок-пожарный: Я пришел не с пустыми руками. Я принес для вас свою визитную карточку. Я раздам каждому из вас, повесьте в своей комнате, так, чтобы было видно, и вы никогда бы не забыли наш номер 01. До свидания.

Дети: До свидания, пожарный.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Если возник пожар….», встаньте в круг, напоминанию: играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому. Если участник игры промедлил с ответом или ответил неправильно, он выбывает из игры. И так, начинаем!

Этот шар в руках недаром,
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар –
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой…
Ребенок: Пожар
Воспитатель: Раз, два, три, четыре –
У кого пожар…
Ребенок: В квартире
Воспитатель: Красный отблеск побежал,
Кто со спичками…
Ребенок: Играл
Воспитатель: Стол и шкаф сгорели  разом
Кто белье сушил над…
Ребенок: Газом
Воспитатель: Пламя прыгнуло в траву.
Кто у дома жег…
Ребенок: Листву
Воспитатель: Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые…
Ребенок: Предметы
Воспитатель: Побежал пожар во двор,
Это кто там жег
Ребенок: Костер
Воспитатель: Помнит каждый гражданин этот номер…
Ребенок: Ноль один
Воспитатель: Дым увидел — не зевай и пожарных…
Ребенок: Вызывай.

Воспитатель: Давайте еще поиграем. Игра называется «четвертый лишний». Найдите предмет, который может стать причиной пожара?

  1. Кипятильник, расческа, сундук, кастрюля.
  2. Ковер, телевизор, картина, стол.
  3. Стакан, зажигалка, ложка, одеяло.
  4. Фен, ваза, карандаш, колечко.

Воспитатель: Ребята, а какой предмет не может стать причиной пожара:

  1. Спички, зажигалка, свеча, подушка.
  2. Утюг, телевизор, ведро, пылесос.

Воспитатель: Для чего, я с вами провела эту игру?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно чтобы вы не трогали без разрешения эти предметы.

А сейчас я вас проверю: Выберите и скажите правильный ответ.

1. Как правильно вести себя во время пожара?

  • А) попытаться самому потушить огонь
  • Б) позвонить по телефону 01 и вызвать пожарных
  • С) спрятаться от пожара в шкафу.

Ответы детей.

2. Что надо делать, чтобы у вас в квартире никогда не возник пожар?

  • А) соблюдать правила пожарной безопасности.
  • Б) не пользоваться электроприборами.
  • С) во всех комнатах расставить бочки с водой.

Ответы детей.

Воспитатель: Мы с вами знаем песню про  огонь. Давайте её споем.

Песня «Огонь»

3. Заключительная часть: подведение итогов НОД; оценка деятельности детей и самооценка; раздача визитных карточек с номером 01.

Воспитатель: Ребята наша встреча подошла к концу. Я благодарю вас за внимание и за активное участие. В начале занятия я вас просила подумать и ответить на вопрос: Огонь – враг или друг?

Ответы детей.

Да, ребята, огонь и друг, и враг. Просто нужно быть осторожным. Огонь – это также ОПАСНО! Посмотрите на это слово, как оно пишется. Опасно! Я знаю, вы не умеете его читать, но вы его запомните. И если вы увидите это слово где-то на улице, не подходите к этому месту никогда.

Ребята, скажите мне, что вам понравилось на нашей встрече.

Ответы детей.

Спасибо вам!

Скачать презентацию к НОД