Правовое воспитание в ДОУ (из опыта работы)
23 Апр 2014, Автор: adminВ рамках сотрудничества автономной некоммерческой организации «Псковский городской центр правового образования и воспитания молодежи» и муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного типа № 29» г. Пскова с января 2008 года началась деятельность по проекту «Защита прав дошкольников: правовое воспитание и просвещение в детском саду», целью которого являются разработка, апробация и внедрение модели системы правового воспитания в детском саду, основанной на социальном партнерстве дошкольного образовательного учреждения с родителями и на повышении уровня правовой культуры персонала.
Специалисты, вовлеченные в работу по проекту, поставили перед собой следующие задачи: создать координационный совет из числа работников детского сада, родителей и представителей общественности для разработки программы правового воспитания; организовать образовательное пространство для повышения правовой компетентности персонала, вовлечения в правовоспитательную деятельность родителей и правового воспитания детей; осуществлять поиск, разработку, апробацию и обобщение наиболее эффективных методик, технологий и форм правового воспитания всех участников образовательного процесса; распространить результаты проекта среди широкого круга общественности и работников дошкольных образовательных учреждений Северо-Западного федерального округа.
На основе общего представления о социально-правовых явлениях и путем воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы правосознания в дошкольном возрасте (5—7 лет) возможным является формирование:
— уважительного отношения к установленным правилам поведения;
— осознанного подчинения принятому правомерному стандарту поведения;
— понимания нравственной и правовой ответственности за свои поступки и поведение, а также личной ответственности за совершенные нарушения правил;
— установки на оказание помощи работникам правоохранительных органов, осуществляющим деятельность по пресечению и предупреждению правонарушений;
— установок, препятствующих податливости криминальным и асоциальным влияниям;
— неприятия насильственных и других асоциальных (незаконных) действий в отношении людей, животных, объектов окружающей среды с формированием на этом материале правовых убеждений;
— ценностной значимости семьи и добропорядочного отношения к родным и близким;
— ценностных представлений о благоразумных и полезных формах отдыха.
Наиболее перспективным является проведение правовоспитательной работы с дошкольниками не столько на материалах о нарушениях прав и установленных правил, сколько на положительных примерах, подражать которым у детей возникает желание.
Полагаем, что деятельность по партнерскому проекту «Защита прав дошкольников: правовое воспитание и просвещение в детском саду» будет содействовать изменению среды, окружающей детей в дошкольном образовательном учреждении, качественными характеристиками которой должны стать обеспечение психологической и правовой защищенности детей, наличие условий для правовой социализации ребенка.
Создавая условия для социально-правового развития личности, педагоги и родители приобщают ребенка (а в его лице новое поколение) к правовой культуре, что является основой становления гражданского общества и формирования правового государства, уважающего права человека.