Оптимизация процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

02 Ноя 2016, Автор: admin

Поступление малыша в дошкольное учреждение связано со множеством изменений в его жизни: меняется режим жизнедеятельности; в течение значительного времени нет постоянного контакта с родителями, а общение со сверстниками становится довольно длительным; предъявляются новые требования к поведению и меняется стиль общения; ребенок попадает в новое помещение, в котором многое пока непонятно и неизвестно. Данные изменения происходят в жизни ребенка все одновременно и создают для малыша обстановку психологического дискомфорта. Подобная стрессовая ситуация часто приводит к невротическим реакциям (страхи, отказ от еды, капризы, частые болезни и т.п.) и, чтобы справиться с ними, нужна специальная организация взаимодействия с ребенком.

Обозначенные трудности связаны с переходом ребенка из привычной и знакомой среды семьи в новую для него среду дошкольного учреждения. Важно, чтобы ребенок как можно легче и быстрее приспособился к новой обстановке, т.е. адаптировался.

В образовательном процессе ДОУ необходимо учитывать все факторы, способствующие успешной адаптации, так как их игнорирование осложняет приспособление организма к новым условиям и новой деятельности. Неизбежность адаптации заключается в том, что возможности человека вступают в противоречие с требованиями среды.

В современных научно-исследовательских разработках выделяют три стиля адаптации человека к окружающей среде:

1. Творческий стиль предполагает активность человека в плане изменения условий среды. Человек, приспосабливая среду под себя, одновременно приспосабливается к ней. Данный стиль является самым оптимальным для человека.

2. Конформный стиль заключается в привыкании и пассивном принятии требований и обстоятельств среды.

3. Наименее оптимальным является избегающий стиль, в котором человек, игнорируя требования среды, не может приспособиться к ней.

Задолго до поступления в детский сад семья должна подготовить ребенка к условиям общественного воспитания. В таком случае адаптация пройдет быстро и безболезненно. К сожалению, часто наблюдаются дефекты семейного воспитания, которые затрудняют процесс адаптации ребенка в ДОУ. Иногда в семьях практикуется излишняя опека детей раннего возраста, в результате которой малыш не научается важным самостоятельным действиям. Предположение родителей о том, что ребенка раннего возраста воспитывать еще рано также приводит к несформированности у него тех или иных навыков. Та же проблема наблюдается и при бездействии родителей, когда они перекладывают процесс воспитания на детский сад и в семье не предпринимают никаких значительных шагов в данном направлении.

Таким образом, мы видим значительную роль профилактической работы семьи в успешной адаптации ребенка.

Для того чтобы осуществлять психолого-педагогическое просвещение родителей в данном направлении на сайте нашего ДОУ представлены консультации для родителей по проблемам адаптации детей к детскому саду http://sadgnomiki.ru/rekomendatsii/. Здесь мы даем рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания (соблюдение режима дня в семье, формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, умение выстраивать общение с детьми и взрослыми).

Также в процессе консультирования и при личном взаимодействии, уже после поступления ребенка в дошкольное учреждение, мы продолжаем формировать осознанное отношение у родителей к периоду адаптации и помогаем решать проблемы, связанные с ним.

Большое значение в успешной адаптации имеет оптимизация педагогических условий в ДОУ, которая предполагает последовательную и слаженную работу всех участников образовательных отношений.

Для формирования правильного взаимодействия с малышом мы собираем сведения о ребенке и семье, изучаем особенности его поведения, предпочитаемые и отторгаемые виды деятельности, его интересы, желания и способности. Эти сведения помогают индивидуализировать образовательный процесс и найти подход к каждому воспитаннику.

Серьезное внимание уделяется двигательному режиму в период адаптации, так как он является одним из лучших средств профилактики психоэмоционального утомления и психогигиены ребенка. Для этого осуществляется работа по развитию эмоционально-двигательной сферы детей. Оптимизации адаптации способствует четкое планирование образовательной деятельности с детьми раннего возраста. При этом мы выбираем наиболее востребованные в формирующемся детском сообществе игры (дидактические и подвижные), элементы фольклора, развлечения и другие направления работы, вызывающие у детей яркую положительную реакцию.

.

Макарова А.А.

Опубликовано: Новая наука: опыт, традиции, инновации: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (12 октября 2016 г., г. Омск). / в 2 ч. Ч.1 – Стерлитамак: АМИ, 2016. – С. 59-60.