Организация образовательной работы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества

18 Янв 2017, Автор: admin

Самым благоприятным и значимым периодом для вхождения ребёнка в мир социальных отношений является дошкольный возраст.

Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями и трудом взрослых. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе.

Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

С раннего возраста и в дальнейшем на протяжении всего дошкольного возраста, педагоги дают детям начальные и максимально разнообразные представления о профессиях, формируют у них эмоционально-положительное отношение и интерес к труду и профессиональному миру через различные виды деятельности и культурные практики.

В МАДОУ № 19 ознакомление и изучение дошкольниками профессий на каждом возрастном этапе ведётся в соответствии с образовательной программой дошкольного образования.

Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми.

В практике дошкольного учреждения накоплена определенная совокупность методов, способствующих формированию у детей представлений о профессиях взрослых.

Игра является ключевым средством формирования у детей дошкольного возраста представлений о профессиональном мире. Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра.

На каждом возрастном этапе ознакомления с профессиями через сюжетно-ролевую игру, проводится с постепенным усложнением ее содержания и характера.

В младших группах организуются игры, изображающие труд взрослых в детском саду, работу водителей, летчиков. Дети в игре начинают повторять действия людей разных специальностей.

В средних группах организуются игры с более сложным сюжетом: труд врачей, медсестер, продавцов.

В старших и подготовительных группах поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, аптека, поликлиника). Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). Дошкольники изображают в сюжетно-ролевых играх работу членов семьи, быт, труд людей. Расширяются и углубляются представления о разных специальностях.

Дети старшего дошкольного возраста сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т.д. При этом дети свободны в выборе средств для создания своего образа. Содержание игры помогает осознать основные мотивы и цели профессиональной деятельности взрослых. Творческие способности детей проявляются в том, что дети изображают профессии взрослых с собственной точки зрения, то есть, как они видят его, но при этом она ограничивается игровыми правилами.

Во всех возрастных группах создана необходимая предметно-развивающая среда, которая наполнена разнообразными игрушками и атрибутами. Подобран наглядный материал по теме «Профессии».

Для ознакомления с миром профессий педагоги используют дидактические игры, настольно – печатные игры, например, «Что напутал художник?», «Назови профессию», «Кто что делает?» и т.п. Конструкторские игры, посредством которых, дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление, ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. Такие как, построение дома (работа строителей), перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин). Театрализованные игры (различные виды театров).

Для обогащения игровых сюжетов используются такие методы, как: рассказы, беседы о профессиях, рассмотрение иллюстраций, чтение художественной литературы, просмотр презентаций, обучающих мультфильмов.

С целью расширения и углубления полученных знаний дошкольниками о разных специальностях, педагогами МАДОУ в организованной образовательной деятельности организуются и проводятся наблюдения за трудом взрослых (дворника, повара, медицинской сестры и т.п.) экскурсии, видео экскурсии.

В течение учебного года педагогами планируются и проводятся в рамках тематической недели экскурсии для старших дошкольников в музей и выставки, библиотеку, школу, к памятным местам родного города, пожарную часть.

Организуются и проводятся творческие вечера, гостиные, встречи с интересными людьми, представителями различных профессий города (шахтёр, инспектор ГИБДД, пожарный, художники города, учитель, библиотекарь и т.п.).

Наиболее современными подходами к изучению профессии в дошкольном учреждении являются — разработка проектов по данной теме, парциальных программ, создание мини – музеев.

Так в старших группах МАДОУ педагоги разработали и реализовали совместно с детьми и родителями проект «Такие разные профессии», в средней группе проект «Мультфильмы своими руками».  Деятельность в ходе реализации проектов была направлена на решение таких задач, как: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации (проект «Такие разные профессии»); знакомство с различными профессиями, задействованными в создании мультипликационного кино (проект «Мультфильмы своими руками»).

Проект «Такие разные профессии» реализовался через различные формы работы с детьми и родителями: цикл бесед о профессиях; чтение художественной литературы «А что у вас?» С. Михалков, «Кем быть?» В. Маяковский, «чем пахнут ремёсла?» Д. Родари; видео-экскурсия в профессию пожарного; встреча с представителем профессии пожарный, полицейский; совместная изобразительная деятельность детей и родителей «В мире профессий»; спортивное мероприятие, проведённое со старшими дошкольниками и первоклашками школы № 6 «Мы пожарные»; составление рассказа на тему «Кем я стану, когда вырасту». Итоговое мероприятие – фотовыставка «Мы гордимся профессиями родителей».

Проект «Мультфильмы своими руками», реализовывался в соответствие с годовой задачей МАДОУ № 19. Дети средней группы выступили в роли режиссеров и актёров. Были задействованы и родители, которые написали сценарий к мультфильму «Друзья». Итогом проектной деятельности стал снятый и озвученный мультфильм.

Знакомство дошкольников с профессиями осуществляется в  дошкольном учреждении и через использование в совместной деятельности воспитателя с детьми парциальных образовательных программ, разработанных самостоятельно педагогами ДОУ.

Парциальная  образовательная программа «Сказочная радуга», используется при знакомстве старших дошкольников с творческими профессиями: актёр, режиссер. Одна из главных задач парциальной образовательной программы «Наш Оренбургский край» – формирование у старших дошкольников личного отношения к фактам, событиям, явлениям жизни в родном городе Гае на основе знакомства с творческими людьми, профессиями,  народными ремёслами и промышленностью города.

Для знакомства дошкольников с ремёслами и профессиями родного края  в МАДОУ создан в старшей группе  краеведческий мини – музеи «Наш Оренбургский край». В нём представлены результаты труда различных профессий, характерных для Оренбургской области. «Музей часов», созданный в старшей группе «Росинка» представлен различными часами и знакомит дошкольников с интересной профессией часовщик.

Эффективность работы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда достигается так же за счет взаимодействия воспитателей со специалистами дошкольного учреждения.

В перспективные планы учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель включают дидактические игры, игровые упражнения, беседы способствующие расширению и закреплению знаний детей о различных профессиях.

В нашем дошкольном учреждении проводятся дни родительских профессий – в детский сад приглашаются родители воспитанников – представители различных профессий. Беседы с родителями. Рассматривание принесенных ими орудий труда, фото и видеоматериалов. Совместно с родителями организуются фотовыставки, оформляются альбомы, проводятся культурно-досуговые мероприятия.

В МАДОУ № 19 созданию условий по формированию позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей детей, способствует использование вариативных форм дошкольного образования, на основе сетевого взаимодействия и социального партнёрства:

— со школами Гайского городского округа. Ежегодно на базе дошкольного учреждения проводятся совместные мероприятия старших дошкольников с первоклассниками («Юные пожарные», «Экологи», «В мире сказок» и т.п.). Так же, дошкольники посещают детскую школьную библиотеку, участвуют в творческих конкурсах школы («Битва хоров» – музыкальный конкурс, «Новогодний сюрприз» конкурс поделок, «Моя будущая профессия» – конкурс рисунков), совместных акциях («Построим кормушки для птиц»).

— с детской библиотекой округа: проводятся экскурсии, дети с родителями посещают библиотеку, приглашаются библиотекари на творческую встречу с детьми.

— с пожарной частью, с ГИБДД: проводятся конкурсы рисунков на асфальте, экскурсии, демонстрируется дошкольникам специальная техника, сотрудники рассказывают о своей отважной работе.

Педагогами МАДОУ № 19 организуют и проводятся встречи с дошкольниками других детских садов округа в рамках проведения спортивных мероприятий (н/р, «Весёлые старты»), турниров по шахматам, экологических конкурсов, фестивалей, посвящённых различным детским писателям, а так же акций, посвящённых патриотическому воспитанию дошкольника.

Таким образом, ознакомление дошкольников с трудом взрослых и профессиями осуществляется не на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс. Вся работа, осуществляемая в дошкольном учреждении в этом направлении, строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Воробьева Ксения Владимировна, заместитель заведующего по воспитательно-методической работе, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 19 «Ручеёк» г. Гая Оренбургской области