Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста

16 Янв 2017, Автор: admin

Дошкольное детство – короткий, но очень важный отрезок в жизни человека, для развития качеств, необходимых в дальнейшем становлении личности: любознательности, инициативности, коммуникативности, творческого воображения, произвольности. В содержании образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в ФГОС ДО предусматривается формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. В Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» профессиональная ориентация – представлена одним из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения.

Цель работы: формирование системы работы, направленной на развитие позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста в организованной и совместной деятельности.

Ознакомление детей с трудом взрослых относится к важным задачам дошкольного образования. Успех в данном направлении педагогами детского сада достигается использованием системно-деятельностного подхода, создавая разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, мы готовим основу для того, чтобы ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.

На протяжении всего дошкольного детства в детском саду осуществляется ознакомление детей с различными видами трудовой деятельности, с различными профессиями. В каждой новой возрастной группе предусматривается расширение и уточнение знаний по отдельным профессиям. Чем старше дети, тем больше их привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. При ознакомлении детей с трудом очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений.

При организации работы по ознакомлению с профессиями мы учли, что идти можно по двум путям параллельно: формирование первичных представлений о труде и творчестве взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека и одновременно развитие навыков трудовой деятельности у детей.

Данные анкетирования родителей показали, что они плохо представляют значимость профориентационной работы, считая, что дети «вырастут и сами решат, что делать и где работать». Отдельные родители хотели бы видеть своих детей благополучными, живущими в роскоши и богатстве. Проведенное анкетирование показало, что необходимо продумать работу с родителями, ведь только совместными усилиями в детском саду и дома можно будет сформировать представления дошкольников о мире труда и профессий.

Информацию о профессиях дети получают во время педагогического процесса в детском саду и за его пределами (экскурсии, беседы, наблюдения, чтения, обсуждения, рассматривание картинок, проведение театрализованных кукольных представлений, дидактических, подвижных, музыкально-плясовых игр, занятий по овладению определенными умениями, элементами трудовой деятельности). Знакомство с профессией происходит по алгоритму: название профессии, место работы, материал для труда, форменная одежда, орудия труда, трудовые действия, личностные качества, результат труда.

На наш взгляд важно, чтобы ребенок не только наблюдал за работой взрослых, видел ее особенности и результаты, но и участвовал в совместной трудовой деятельности со взрослым, выполняя трудовые поручения и просьбы.

Столкнувшись с проблемой в ознакомлении с творческими профессиями, когда значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого останется за пределами понимания ребёнка, разработали программу «Маска», где одним из блоков программы подробно, через дидактические игры и упражнения проходило знакомство воспитанников с театральными профессиями. Возможность попробовать изобразить чувства, которые не испытываешь в данный момент или рассказать жестами и мимикой, без слов, чтобы окружающие поныли твои мысли, позволяло детям оценить степень труда, вкладываемого людьми творческих профессий в результат.

Все, что было интересно ребенку узнавать в организованной деятельности он переносит в самостоятельную деятельность: сюжетно-ролевую игру, дидактическую игру, театрализованную игру и в продуктивные виды детской деятельности (оформление выставок и альбомов, изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация, конструирование, выполнение коллажей и плакатов). Ведь насыщенная, системная совместная деятельность детей и взрослых в нашей дошкольной организации эффективно отражается на качестве самостоятельной деятельности детей. А специфика трудовой деятельности ребенка дошкольного возраста состоит в том, что она тесно связана с игрой.

Для успешного решения задач, предусмотренных образовательной программой дошкольного образования по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Большую роль играет предметно-пространственная развивающая среда, окружающая ребенка и влияющая на его развитие. При организации РППС мы подбирали необходимые материалы, учитывающие гендерные различия – интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.

Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс.

Только системно-деятельностный подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов.

Гусарова Татьяна Васильевна; заведующий муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения города Бузулука «Детский сад № 28»