Истоки трудолюбия и творчества

06 Янв 2017, Автор: admin

Во все времена труд – высший нравственный принцип. Человек, который не приучен трудиться, не может быть сознательным строителем мира.

Труд – это не только источник личных материальных благ, но и служение народу, основа процветания могущества нашей Родины.

Наши сегодняшние малыши – будущие труженики и к этой обязательной и почётной деятельности надо готовить с детства.

Воспитание у детей трудолюбия, правильного отношения к труду и творчеству – одна из основных задач, которая решается детским садом совместно с семьёй.

Интерес к труду и желание трудиться дети проявляют уже в младшем дошкольном возрасте. Они тянутся к делам старших, копируя их действия:  малыш стирает, как мама; действует молотком, как папа; просит помыть посуду, как няня в детском саду; расставляет книги в шкафу, как старшая сестра; с удовольствием помогает брату «чинить» велосипед. В труде ребёнок ощущает себя большим, хочет быть ловким, умелым, самостоятельным, настоящим помощником, хотя у малышей отношение к делу ещё не отличается достаточной отчётливостью и устойчивостью. Их труд скорее игра. Однако эти проявления следует всячески поощрять и развивать.

Мама Вари М. рассказывает: «Уже с 9-ти месячного возраста, я приучала малышей самостоятельно есть печенье, пить из чашки. Когда подрастали, учила их самих себя обслуживать, старалась, как можно меньше опекать их, давала возможность самим одеваться, собирать и расставлять игрушки на полочке, а если что-то делали не так, не сердилась, не одёргивала их, а терпеливо объясняла и показывала, как делать правильно и красиво. Не сразу малыши делали всё аккуратно и красиво, зато позднее всё окупилось, а время мамы высвободилось для других дел.

Трудовая деятельность особенно важна в нравственном становлении личности. Именно в труде формируются такие качества, как чувство ответственности за порученное дело, самостоятельность, организованность, инициатива, смекалка, терпение, дисциплинированность. Кто из нас взрослых не знает. Как трудовое поручение организует поведение ребёнка! Непоседа проявляет усидчивость и сосредоточенность, медлительный ловкость и смекалку, шалун – деловитость и терпение, неумейка – старание и желание сделать как можно лучше (при условии, что поручение заинтересовало ребёнка). Если малыши систематически участвуют в труде, это положительно сказывается на формировании его личностных качеств. Ведь только в практической деятельности мальчики и девочки познают, что такое заботливость, бережливость, осознают значение и цену труда старших. Так постепенно к ребёнку приходит чувство уважения к труду взрослых, стремление помогать им, проявлять умение видеть непорядок в окружающем и устранять его по собственной инициативе.

«Я сам!» — вдруг заявляет Ванечка и важно не пропустить этот момент и всячески поддерживать детскую самостоятельность.

Пока ребёнок мал, он нуждается в помощи взрослого. И помощь должна быть до определённых разумных пределов, она должна побуждать малыша к самостоятельным действиям. Наступает время, когда малышу можно уже поручить поставить на стол хлебницу, солонку, разложить ложки, а затем вместе со взрослыми убрать со стола. В детском саду ребята вместе с воспитателем кормят птиц, поливают комнатные растения, посадки на грядке  и цветочных клумбах, участвуют в наведении и поддержании порядка в групповой комнате и на участке. Учим ребят не сорить, не топтать зелень, беречь цветы и деревья, учим испытывать удовольствие от чистоты и порядка в окружающем. Очень важно, чтобы эти несложные трудовые дела находили продолжение в семье. Работая с родителями, знакомим их с  тем, чему учим детей в детском саду, как прививаем  им трудолюбие, развиваем творческие способности, даём рекомендации о трудовых поручениях в домашних условиях.

В детском саду жизнь детей наполнена трудом и творчеством. Они постоянно и ежедневно выполняют трудовые дела, связанные с самообслуживанием, с выполнением режима, с подготовкой к занятиям, поддержанием порядка в игрушках и пособиях, в групповой комнате и на участке. Важно, чтобы и в семье жизнь ребёнка была проникнута трудом и творчеством, как естественной деятельностью, без которой нельзя обойтись. Участие ребёнка в делах старших интересно для него, вселяет ощущение взрослости, своей полезности и причастности к общесемейным заботам, надо только правильно определить меру участия ребёнка в совместном труде. Нельзя заставлять малыша заниматься трудом  приказными методами! Необходимо переключать его на труд и творческую деятельность, учитывая его настроение и увлечённость своим делом. Деятельность должна приносить радость и удовлетворение, создавать хорошее настроение, тогда ребёнок будет любить труд и творчество. Главное – не забывать хвалить ребёнка и благодарить за помощь или старательно выполненное  поручение!

Коломеец Любовь Ивановна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 15» г. Гай Оренбургской области