Ознакомление дошкольников с трудовой деятельностью взрослого человека

17 Янв 2017, Автор: admin

Одним из направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» согласно Федеральному стандарту, является формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. На протяжении всего дошкольного детства в нашем детском саду осуществляется ознакомление детей с различными видами трудовой деятельности, с различными профессиями, через игру, наблюдения, чтение художественной литературы, образовательную деятельность, встречу с людьми разных профессий. Сильное влияние на детей, особенно младшего возраста, оказывает пример бытового труда взрослых (уборка, приготовление пищи и т.п.), а также различные действия медицинской сестры. Этот труд понятен детям, так как он направлен на удовлетворение их личных потребностей, в нем много интересных действий, его можно часто наблюдать. В нем много моментов, тесно связанных с поведением самих детей по поддержанию чистоты, порядка, соблюдению гигиенических правил. Игры детей показывают, что они по собственной инициативе подражают труду взрослых. И в каждой возрастной группе предусматривается расширение и уточнение знаний по отдельным профессиям. Детей старшего возраста уже меньше интересует бытовой труд, но, я считаю использование его необходимо, так как в процессе этого труда фиксируется внимание детей на таких его сторонах, как организованность работы, ответственность, коллективная слаженность и т. п. Чем старше дети, тем больше их привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. При ознакомлении детей с трудом очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений.

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Вот поэтому ознакомление с трудом взрослых в нашем детском саду мы решили начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Актуальность формирования у дошкольников позитивного отношения к различным видам труда и творчества обусловлена современными тенденциями развития дошкольного образования. Сегодня все педагоги ДОУ озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования – организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС). Перед нами стоит вполне конкретная задача: смоделировать образовательный процесс в соответствии с новым стандартом, сохранив при этом положительные моменты теории и практики дошкольного образования, и внести изменения в образовательные программы ДОУ.

Цель работы: разработать образовательную деятельность дошкольников, направленную на формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Задачи:

1. Конкретизировать сущность процесса формирования позитивных установок к различным видам труда в образовательной деятельности дошкольников.

2. Отобрать средства и содержание работы воспитателя ДОУ по формированию позитивных установок к различным видам труда в образовательной деятельности дошкольников.

Подготовка детей к взрослой трудовой деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению, их адаптация к существующей динамичной социально-экономической ситуации имеет в современном Российском обществе статус приоритетной социально-педагогической проблемы. В п.3.1 ФГОС ДО описаны требования к условиям реализации основной образовательной программы. «Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие детей во всех основных образовательных областях…».

Таким образом позитивные установки к различным видам труда и творчества являются одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет всё представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов достигнутых в труде, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения, навыки и мышления. Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему: великий Ушинский, и Белинский, и Л. Толстой, и Горький и А.С. Макаренко, и В.А. Сухомлинский. «Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства». К. Ушинский. «Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с  любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, талантов». А.С. Макаренко.

Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. А.С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда. Большое внимание в образовательных программах всегда уделялось труду в природе. Этот вид трудовой деятельности формировал у детей разнообразные личностные качества, вырабатывал трудовые навыки, необходимые в дальнейшей жизни. Благодаря наличию дачных участков у большинства родителей, наши дошкольники могут увидеть не только как растут овощи и фрукты, но принять активное участие в их выращивании и уходе. Но новые требования СанПиН делают почти невозможным труд в природе. Дети могут лишь поливать растения. Исчезают из групп аквариумы с любимыми рыбками, попугайчики.

По требованиям новых СанПиН дети превращаются в созерцателей трудовой деятельности взрослых. Неизменным в трудовой деятельности осталось знакомство с профессиями, которых с каждым годом становится все больше. Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает новое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека В. А. Сухомлинский. В настоящее время наблюдается глубочайшее противоречие между возрастанием значимости профессий по принципу «престижности» и потребностью в высококвалифицированных специалистах. В нашем районе проблема усугубляется недостаточной информированностью детей о профессиях. Существует проблема игнорирования вопросов раннего профессионального ориентационного воспитания дошкольников. Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики «взращивания» с дошкольного возраста личности способной стать в будущем профессионалом своего дела на основе формирования представлений о том, что труд – это почетная обязанность каждого человека, живущего в нашем обществе. Создавшаяся ситуация заставила нас по-новому взглянуть на организацию своей работы, начинать которую необходимо с дошкольного возраста. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Целью ранней профориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Осуществить ориентацию детей на трудовую подготовку, повлиять на выбор востребованных профессий можно, если будут решены проблемы образовательной системы в целом. Данные анкетирования родителей показали, что они плохо представляют значимость профориентационной работы, считая, что дети «вырастут и сами решат, что делать и где работать». Некоторые родители ответили, что дети «пойдут по их стопам». Отдельные родители хотели бы видеть своих детей благополучными и самодостаточными, живущими в роскоши и богатстве, поэтому уже сейчас работают для того, чтобы материально помочь своим детям и направить учиться в престижное учебное заведение. Проведенное анкетирование показало, что родителям необходима помощь в развитии у ребенка интереса к выбору будущей профессии. Опрос детей старшего дошкольного возраста показал, что только 30 % из них имеет отчетливое представление о многообразии профессий, правильно обосновывают значимость труда. 40 % детей имеют  представление о значимости разных профессий, устанавливают связи между разными видами труда.

Остальные дети 30 % знают названия только некоторых отдельных профессий, не могли объяснить, где работают родители, в чем ценность их труда, а познавательное отношение к труду у этих дошкольников неустойчивое. Так как проведенная диагностика показала недостаточные знания детей в сфере профессиональной деятельности взрослых, мы спланировали работу в данном направлении, т. к. считаем, что знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы педагогов. Известно, что основным видом деятельности детей является игра, то будет логично знакомить детей с профессиями взрослых через сюжетно-ролевую игру. Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, я имею в виду преимущественно совместную сюжетно-ролевую игру. Таким образом, целью нашей  работы является формирование представлений детей о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников. Данную цель мы решали через следующие задачи: создание предметно-развивающей среды, развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения, научить детей отражать в сюжетно-ролевой игре особенности, присущие различным профессиям, сформировать у детей добросовестное отношение к труду, воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.

Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов. Теоретическое исследование показало, что осуществленное в рамках данной работы изучение подтвердило актуальность проблемы трудового воспитания в ДОУ. Трудовое воспитание в семье проникает во все явления общественной жизни и должно осуществляться всеми педагогическими средствами в процессе любой педагогически целесообразной деятельности с ребенком. Труд – главный воспитатель. Необходимо помочь ребенку увидеть в нем источник развития своих способностей и нравственных качеств, подготовить его к активной трудовой и общественной жизни, к сознательному выбору профессии. Материалы работы дали возможность сделать вывод о том, что трудовое воспитание в ДОУ – это целостная система.

Участие ребенка в общественно полезном и производительном труде рассматривается в тесной связи с его умственным, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием и развитием. Изученный материал позволил сделать вывод, что труд ребенка в ДОУ должен правильно, педагогически целесообразно организован. Ребенок познает в труде окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, он расширяет свой кругозор, становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для получения новых знаний. Нужно стараться воспитать у ребенка нравственное отношение к труду, вызвать у него интерес к работе, добиться осознания им полезности своего труда для общества, помочь увидеть перспективы его развития.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что нравственное отношение к труду выражается в заботе об интересах всего общества. Познание радости труда для людей, радости труда в коллективе превращает труд в потребность, служит источником моральных чувств ребенка. Единство цели, совместная работа, общие переживания, помощь товарищем в будущей работе в коллективе будут воспитывать в ребенке нравственные черты как верная дружба, понимание интересов коллектива, бескорыстность.

Н.В. Казаева, воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Курманаевский детский сад № 2 «Солнышко» с. Курманаевка