Найти свою дорогу: образовательная работа по профессиональной ориентации дошкольников

14 Янв 2017, Автор: admin
  • «Найти свою дорогу, узнать своё место –
  • в этом всё для человека, это для него
  • значит сделаться самим собой»
  • В.Г. Белинский

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.

В действующем Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация определяется как один из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющийся в заботе общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, а также как комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования также считает необходимым включение ранней профориентации. Во ФГОС отмечается, что дошкольники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы.

Основной целью профориентационной  работы в современном детском саду является психолого-педагогической сопровождение по освоению образовательных областей.

Первый этап ранней профориентационной работы, под названием эмоционально-образный, ребенок проходит именно в детском саду.

Ранняя профориентация дошкольников становиться частью общекультурной среды, формирующей целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети, приобщаясь к которой ребенок принимает мир взрослых с его проблемами, успехами и решениями. И нам педагогам ненужно забывать, что именно сейчас у детей формируются: первоначальные трудовые умения и навыки в доступных видах деятельности (игра, трудовая деятельность и т.д.), любознательность, активный интерес к различным видам профессий, положительное отношение к профессиональному миру: людям труда и их занятиям.

В нашем дошкольном учреждении для эффективной и более полной работы по профориентации помимо основной работы по всем образовательным областям был разработан проект работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества «Калейдоскоп профессий». В рамках которого дети знакомятся различными профессиями: педагогическими профессиями (воспитатель, учитель, хореограф), медицинскими профессиями (врач, фармацевт, окулист, хирург), а также с профессиями продавца, строителя, полицейского, флориста, агронома, парикмахера и т.д.

Работа строится по следующим направлениям: экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Важно помнить, что наглядно воспринятое требует пояснений со стороны взрослого. В процессе дальнейших бесед и занятий с детьми обязательно нужно уточнять, дополнять, закреплять сведения, полученные ими во время наблюдений.

Исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала дошкольной образовательной организации, можно организовать различные экскурсии.

На экскурсиях и в процессе целенаправленных наблюдений необходимо, в первую очередь, соблюдать технику безопасности на рабочем месте. В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии.

Демонстрируя дошкольникам трудовые действия, взрослый должен производить их выразительно и привлекательно, комментировать каждую операцию, дать возможность детям задать вопросы.

Совместная деятельность взрослого и ребенка в работе педагогов нашего детского сада занимает также ведущую роль. К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребенка.

Осознать общественную значимость труда взрослого ребенку помогают дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда.

В детской художественной литературе много произведений, посвященных труду. Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве, скороговорки, в которых упоминаются профессии и орудия труда, считалки, стихи для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультурной минутки помогут в непринужденной форме дать детям новую информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания.

Для систематизации детских представлений о мире профессий и формирования ценностного отношения к результатам труда человека используются образовательно-игровые ситуации, например, «Научим Лунтика мыть чашку (сервировать стол, вытирать пыль, поливать цветы)», «Веселые поварята», «Поиграем в магазин», «Парикмахерская Чубчик» и т.д.

В процессе проведения праздников и развлечений также  затрагивается тема ознакомления с профессиями взрослых. На утренниках, посвященных празднованию Дня защитника Отечества и Международного женского дня, уместно напомнить о профессиях родителей и общественной значимости их профессиональной деятельности. Спортивные праздники, Дни здоровья – хороший повод обратить внимание детей на профессии, представителям которых необходимо иметь крепкое здоровье, хорошую физическую подготовку, например, летчику, пожарному, водолазу. Стоит обратить внимание и на проведение тематических праздников, например: День воспитателя, День учителя, День металлурга.

В заключении хотелось бы отметить, что детский сад является первой и важнейшей ступенью подготовки будущих тружеников своей страны. А профориентация рассматривается как один из важнейших факторов социализации подрастающего поколения, как своеобразная форма работы, ориентирующая воспитанников на взрослую жизнь.

Торцева Елена Алесандровна, старший воспитатель МДОАУ «Детский сад №20» г. Новотроицк