Формирование интереса к профессиям у детей дошкольного возраста

23 Мар 2018, Автор: admin

Аннотация: Основная идея данной статьи заключается в описании особенностей формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества, как одного из приоритетных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ФГОС ДО, раскрывается сущность, содержание, рассматриваются основные проблемы профориентационной работы в современной системе дошкольного образования. Данный материал будет полезен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова: дошкольное образование, профориентация, профориентационная работа, формирование позитивных установок.

На сегодняшний день дошкольное образование претерпевает большие изменения и главное из них переход на федеральный государственный образовательный стандарт. Идет не только обновление содержания образования, но и требований к результатам дошкольного образования и условиям, в которых эти результаты должны достигаться. Детский сад является первоначальным звеном в непрерывной системе образования. Трудовая деятельность дошкольников должна начинаться именно с детского сада – первой ступени в формировании позитивных установок к различным видам труда, базовых знаний о труде и профессиях. Согласно ФГОС ДО содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по организации трудовой деятельности должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей.

Основная идея данной статьи заключается в описании особенностей формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества через формирование интереса к различным профессиям.

Образовательный процесс в ДОО, направленный на формирование интереса к профессиям у детей дошкольного возраста будет успешно реализован при создании организационных и психолого-педагогических условий и должен строиться с учетом принципов, обозначенных в стандарте.

Грамотная организация трудовой деятельности дошкольников будет эффективной при решении следующих задач:

  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  • воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;
  • развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.

На протяжении всего периода дошкольного детства в детском саду воспитанники знакомятся с различными видами трудовой деятельности, с различными профессиями.

В современном обществе популярностью пользуется внедрение в образовательный процесс инновационных технологий. В нашей дошкольной организации трудовая деятельность представлена через реализацию дополнительной образовательной программы «Первые шаги в мир профессий».

В программе ставятся задачи развития у детей (с учетом возрастных особенностей) интереса: к профессиям и труду взрослых, желания трудиться; воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное их участие в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. Подчеркивается роль ознакомления детей с общественной направленностью труда, его социальной значимостью; важность формирования уважительного отношения к людям труда. В каждой возрастной группе определены виды и содержание трудовой деятельности, а также задачи, которые решаются в процессе детского труда.

Программа предусматривает расширение знаний воспитанников по ранней профориентации, постепенное усложнение процессов трудовой деятельности, расширение объема трудовых действий, которыми должны овладеть дети ко времени перехода в школу.

По мере усвоения трудовых действий дети приобретают самостоятельность в их выполнении, учатся работать быстро, правильно, аккуратно. Овладение навыками, умениями трудовой деятельности обеспечивает активность и инициативу действий в дальнейшей жизни воспитанников.

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества знаний о труде взрослых начинается с младшего возраста. Уже сейчас многие трехлетние дети способны проявлять себя как личность. У них есть определённые формирующиеся способности, потребности, склонности к той или иной деятельности. Опираясь на психофизическое и педагогическое развитие ребенка младшего дошкольного возраста, мы имеем возможность спрогнозировать и развивать предпосылки  в том или ином виде труда.

Поэтому от педагогов требуется дать ребенку как можно больше информации, знаний в той или иной области деятельности, расширить кругозор и представления о труде.

Самым сложным для дошкольника является осознание труда взрослых. Они легче выделяют его общественную значимость в деятельности тех людей, профессии которых им знакомы, чем само содержание профессиональной деятельности. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми.

Дети старшего дошкольного возраста способны оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими. У них появляется неподдельный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Если в младшем дошкольном возрасте осуществляется просто подражание, имитация трудовым действиям взрослых, то уже в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними. В практике дошкольного учреждения накоплена определенная совокупность эффективных методов, способствующих формированию у детей представлений о профессиях взрослых. Сюда относится экскурсия, беседа, чтение детской художественной литературы, наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий, экспериментирование с разными материалами и, конечно же, игра.

Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста. Основное время дети проводят за игрой. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых. В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми окружающего взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, примеряя на себя те или иные роли, и выполняют их в созданной ими игровой обстановке.

Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельная деятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют её сюжет, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т.д. При этом дети свободны в выборе средств, для создания своего образа. Например, Играя в «Школу» ребенок берет в руки любую книгу и палочку «указку» становится учителем. Такая игра фантазии и свобода в реализации замысла игры позволяет ребенку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в любую профессию, которые в реальной жизни ему еще не скоро будут доступны.

Содержание игры помогает осознать основные мотивы и цели профессиональной деятельности взрослых. Дети старшей группы воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. В старшем дошкольном возрасте, например, конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и творчество.

В подготовительной к школе группе ознакомление с трудом взрослых значительно усложняется и требует применения более разнообразных методических приемов. Задача педагога – вызвать у детей желание узнать как можно больше об интересующей их профессии. Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, следует обратить внимание на представления детей о нравственной стороне труда: какую пользу приносят родители своим трудом? Для чего все люди работают? Постепенно дети проникаются сознанием того, что люди, выполняющие на одном предприятии разную работу, участвуют в общем деле. В играх педагог изучает каждого ребенка, его интересы, индивидуальные способности, следит за его переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства развития его личности, что и может явиться первой ступенью профориентации ребенка-дошкольника.

Поэтому знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Кроме того ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс. В играх есть возможность воспитывать уважение к трудовому усилию, показать полезность результата труда для окружающих людей, вовлечь детей в трудовой процесс, так как игра и труд часто естественно объединяются. Игра помогает формировать у детей привычку трудиться, дает радость творчества, радость созидания. Создавая своими руками необходимые для игры атрибуты, ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта. Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.

Немаловажное значение в формировании интереса к профессиям играет развивающая предметно-пространственная среда ДОУ и ее предметное наполнение. При наполнении развивающей среды важно учитывать педагогическую ценность игрушек и игровых материалов. Письмо Минобразования России от 17.05. 1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» помогает нам в этом.

Среда служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка, она своевременно пополняется и обновляется, согласно возрастным особенностям детей. Создавая предметно-развивающую среду любой группы в ДОУ, педагоги учитывают: психологические основы конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса; дизайн современной среды дошкольного учреждения; особенности возрастной группы.

Детское оборудование соответствует росту и возрасту детей. Оборудование для труда детей абсолютно безопасно. Приступая к работе, воспитатель заранее готовит и проверяет детский инвентарь, который хранится в доступном для детей месте. У детей формируется бережное отношение к инвентарю. Для хозяйственно-бытового труда в группах имеются в достаточном количестве фартучки, щетки, тазики, подносы; для труда в уголке природы – лейки. Все оборудование хорошего качества и имеет привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок для хранения природного материала (семян, шишек, желудей), нарядные фартучки и др. – все это радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствие. Педагоги объединяют оборудование по видам труда: в природном уголке – лейки, пульверизаторы; в месте, отведенном для ручного труда – ножницы, разные виды тканей для ремонта и оклеивания пособий; принадлежности для хозяйственно-бытового труда – щеточки и совки, а для дежурных по столовой – фартуки, косынки, колпаки или пилотки.

Ведущую роль в трудовой деятельности детей играет семья. Благоприятным условием для воспитания трудолюбия созданы в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, беседуют с детьми о работе. Личный пример родителей является для ребенка очень важным стимулом. Имея положительный пример родителей, дети стремятся быть трудолюбивыми, оказывать помощь, приносить пользу. Рассказывая ребенку о своей профессии, о значении своей работы для общества, ребенку прививаются нравственные мотивы, побуждающие к труду, а, может быть, и к выбору будущей профессии.

При организации трудовой детской деятельности выявляется как положительные, так и отрицательные моменты. Недостаточное финансирование дошкольных учреждений не позволяет иметь весь необходимый игровой материал, и мы заменяем его на более простой, изготовленный руками педагогов и родителей. От недостаточности в количестве учебно-методических пособий нас спасает Интернет, где можно найти любые картинки, скачать литературу, совершить виртуальные экскурсии. Возникают трудности с организацией экскурсий, где педагоги стараются не брать на себя ответственность за выход, за территорию ДОУ, а стараются заменить живую экскурсию на виртуальную.

Несмотря на обозначенные проблемы, педагогический коллектив продолжает работать в инновационном режиме, проявляя инициативу и творчество, строя совою работу совместно с родителями и социальными партнёрами.

Мы уверены, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат достаточные представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество. Только творческое сообщество взрослых и детей способно творить чудеса и добиваться положительных результатов.

Шиваракова Раиса Евгеньевна, старший воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников» № 6 «Почемучка» п. Новоорск Оренбургской области

рассказать друзьям и получить подарок