Организация ранней профориентации детей дошкольного возраста

22 Мар 2018, Автор: admin

Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребенка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Процесс самоопределения – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно еще в дошкольном детстве.

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике, основная цель которой расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми, игры, средства массовой информации узнают о профессиях.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию, сформировать эмоциональное отношение к профессиональному миру и труду, интересы к определенным видам человеческой деятельности.

Актуальность и значимость проблемы ранней профориентации детей дошкольного возраста обусловили выбор темы инновационной деятельности МДОАУ «Детский сад № 121 «Золотой колосок» г. Орска – «Организация ранней профориентации детей дошкольного возраста». Инновационная деятельность педагогического коллектива осуществляется по четырем направлениям:

1) организация работы по формированию профессионального самоопределения у детей дошкольного возраста;

2) методическое сопровождение инновационной деятельности;

3) создание развивающей предметно-пространственной среды профессиональной направленности;

4) сотрудничество с семьями воспитанников и социальное партнерство.

Обогащение и конкретизация представлений детей о профессиональной деятельности жителей г. Орска и Оренбургской области, развитие интереса к профессиям нашего региона, формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, воспитание бережного отношения к труду взрослых и его результатам, осознание детьми важности, необходимости и незаменимости каждой профессии – одни из главных задач ранней профориентации.

 Методической основой по формированию у детей представлений о труде взрослых и профессиях стала образовательная программа ДОУ и парциальная программа «Я и мир профессий». Парциальная образовательная программа «Я и мир профессий» направлена на решения задач ранней профориентации в контексте образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Организация деятельности взрослых и детей по решению задач программы осуществляется в двух основных направлениях в совместной деятельности взрослого и детей и в самостоятельной деятельности детей.

Результатом работы по введению инноваций в организацию учебно-воспитательного процесса дошкольной организации стала разработка модели ранней профориентации дошкольников, состоящая из следующих компонентов: целевого, содержательного, операционально-деятельностного и результативно-рефлексивного.

1. Целевой компонент определяет основные целевые установки инновационной модели ранней профориентации детей дошкольного возраста. Ранняя профориентация не предполагает непосредственного выбора профессии. В основном она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также направлена на накопление собственного опыта в доступных видах деятельности. Таким образом, главная цель ранней профориентации – формирование у детей дошкольного возраста допрофессионального самоопределения, позволяющего в дальнейшем самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать своё профессиональное развитие.

2. Содержательный компонент модели предполагает отбор содержания профориентационной работы с детьми дошкольного возраста. Опираясь на понимание структуры профессионального самоопределения как совокупности трех её компонентов – когнитивного, эмоционального и поведенческого,  определились основные направления работы.

3. Операционально-деятельностный компонент модели  определяет наиболее эффективные и оптимальные формы, методы и технологии реализации цели и задач профориентационной работы.

Ранняя профориентация осуществляется в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности, прежде всего в сюжетно-ролевой игре. На основе комплексного метода руководства игрой дошкольника (С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина) нами была разработана технология поэтапного формирования профессионального самоопределения в профориентационных сюжетно-ролевых играх (термин В.П. Кондрашова).

I этап: «Ознакомление дошкольников с трудом взрослых и миром профессий». С целью обогащения содержания детских игр на первом этапе проводится работа по формированию представлений о труде взрослых и мире профессий.

II этап: «Формирование способов игрового поведения в профориентационной сюжетно-ролевой игре». На данном этапе педагогом организуются сюжетно-ролевые игры, имитирующие профессиональную среду и взаимоотношений людей в труде.

III этап: «Своевременное обновление развивающей предметно-пространственной среды». Для поддержки спонтанной детской игры профессиональной направленности педагог вносит в развивающую предметно-пространственную среду новое игровое оборудование и материалы, необходимые для реализации творческих замыслов детей.

IV этап: «Педагогическая поддержка самостоятельной сюжетно-ролевой игры профессиональной направленности». Наблюдения за самостоятельными играми дошкольников позволяют педагогу диагностировать профессиональные устремления дошкольников, выявлять интерес к той или иной сфере профессиональной деятельности взрослых. На данном этапе важно поддерживать инициативу ребенку в игре, помогая ему разворачивать сюжет. Для каждого этапа технологии определены оптимальные формы, методы и средства её реализации.

В дошкольной организации создано специально оборудованное помещение «Город мастеров», где дошкольники практикуются в применении навыков практической деятельности в профориентационных сюжетно-ролевых играх, знакомятся с ремеслами.

Реализация задач ранней профориентации осуществляется в тесном сотрудничестве с социальными институтами. Взаимодействие с семьями по вопросам ранней профориентации дошкольников реализуется через организацию единого образовательного пространства семьи и дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ), внедрение новых форм и способов работы с семьей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов детей и родителей.

Разработана система взаимодействия ДОУ с учреждениями социума на основе договоров и совместных планов, создана единая образовательная среда; обеспечивается  информационная осведомленность социальных институтов района о деятельности дошкольного образовательного учреждения.

4. Результативно-рефлексивный компонент модели включает анализ и оценку результатов педагогической деятельности по ранней профориентации детей дошкольного возраста. Данные диагностики дают нам основание полагать, что реализуемая инновационная модель профориентационной деятельности по решению задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является эффективной.

Инновационная деятельность предполагает непрерывное профессиональное развитие педагогов, что во многом обеспечивается методической службой образовательного учреждения. Методическое сопровождение инновационной деятельности дошкольной организации включает пять направлений: профессиональный рост педагогов, методическая поддержка педагогического процесса по ранней профориентации дошкольников, методический кабинет, мониторинг, инновационный опыт. Методическое сопровождение педагогов в режиме инновационной деятельности ДОУ представляет собой целостную систему, направленную на обеспечение высокого качества реализации задач инновационной деятельности ДОУ.

Вся эта единая система и комплекс психолого-педагогических средств, мер, методов воздействия на личность ребенка, разработанная на основе кадровой политики страны в целом, отрасли, региона, требований законодательства в сфере образования дает возможность на успешное формирование у ребенка определенной наглядной основы, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям.

Афанасьева Ольга Владимировна, заместитель по учебно-воспитательной работе; Козлова Ольга Владимировна, педагог-психолог; МДОАУ «Детский сад № 121 «Золотой колосок» комбинированного вида», г. Орска