Педагогическое сопровождение ранней профориентации дошкольников

20 Янв 2017, Автор: admin

В каком же возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако до этого его можно готовить уже с детского сада. Дошкольное подразделение является первой и очень важной ступенью в решении проблемы профориентации. В последнее время в дошкольных организациях не остаётся места в программном содержании для удиления этой проблеме, либо вопрос рассматривается вскользь. Одна из причин данной проблемы отсутствие программ именно по профориентации детей младшего дошкольного возраста. В детских садах не так давно было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, милиционера, моряка, то на современном этапе этого недостаточно.

Современная действительность нам диктует новые требования к организация образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС).

Подготовка детей к взрослой трудовой деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению, их адаптация к существующей динамичной социально-экономической ситуации имеет в современном Российском обществе статус приоритетной социально-педагогической проблемы. В п.3.1 ФГОС ДО описаны требования к условиям реализации основной образовательной программы. «Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие детей во всех основных образовательных областях…».

Перед педагогами поставлена вполне конкретная задача: смоделировать образовательный процесс в соответствии с новым стандартом, сохранив при этом положительные моменты теории и практики дошкольного образования, и внести изменения в образовательные программы ДОУ. Для  того, чтобы ребенок мог сориентироваться без особых усилий при выборе профессии нами было  добавлено в содержание образовательной программы несколько часов сверху для изучения и знакомства с профориентацией.

В настоящее время формирования у дошкольников позитивного отношения к различным видам труда и творчества актуально, поскольку воспитание активных граждан общества, развитие их инициативы и способностей происходит еще в дошкольном возрасте. Внедрение новых интерактивных технологий в подготовке воспитанников к адекватной интеграции во взрослую жизнь, обусловливает создание новой системы ранней профориентации воспитанников.

Планируя свою работу, педагоги должны опираться на сущность понятия «ранняя профессиональная ориентация», которое предлагает доктор психологических наук Климов Е.О. По его периодизации возрастного развития человека, которое включает в себя: стадию предигры, стадию игры, стадию овладения учебной деятельностью, стадию «оптации» – то есть осознанной подготовки к «жизни», к труду.

Профориентация ребенка должна начинаться именно с детского сада, для знакомства с профессиями взрослых, так как в это время закладывается основы мотивации детей к будущей профессии.

И чтобы подросток не стоял «на пороге» выбора профессии, боясь выбрать ту или иную профессию, необходимо, чтобы он понимал смысл выбранной или ориентированной профессии. Самая первая задача педагогов детского сада, помочь ему в этом.

Очень часто можно наблюдать нелицеприятную картину, когда родители выбирают будущую профессию своим детям, не учитывая их пожелания и предпочтения. В лучшем случае ребенок принесет диплом, подарит его маме с папой, после чего пойдет получать второе образование. В худшем – сын будет трудиться всю жизнь на нелюбимой работе, ненавидя начальника, коллег и подчиненных. Поэтому очень важно разобраться с талантами и вкусами своего малыша. Родителям важно запомнить ваш ребенок – это река. Родители могут только слегка перенаправить его в нужное русло. Но полностью сменить течение не удастся. Поэтому необходимо не забывать о том, что профориентация это, прежде всего самореализация личности младшего школьника или выпускника в будущем.

А профессиональная ориентация дошкольников – это система определенных мероприятий, направленных на развитие будущих личностных особенностей, индивидуальных возможностей, наклонностей интересов, способностей и потребностей при выборе профессии во взрослом возрасте.

Уже сейчас многие трехлетние дети проявляет себя как личность. У них есть определённые формирующиеся способности, потребности склонности к той или иной деятельности. Опираясь на психологическое и педагогическое развития младшего дошкольного возраста мы имеем возможность спрогнозировать или спроектировать профессиональный рост в том или ином виде профессии.

Дав ребенку как можно больше информации, знаний в той или иной области деятельности, расширим кругозор и представления о выборе профессии.

В смысле преемственности по профориентации детский сад является первым и необходимым звеном в единой непрерывной системе образования.

Дошкольная организация – та самая необходимая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно детский сад подготавливает, знакомит и накапливает информацию о многообразии мира профессий влияющий на будущий выбор выпускника.

Профессиональная ориентация дошкольников – новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики и необходимое поле деятельности в этом направлении. Эту деятельность необходимо осуществлять при знакомстве со сказками или просмотре мультфильмов, посредствам общения со взрослыми и размещения информации в средствах печати. При учете нравственных качеств ребенка, его характера, воспитания и личных убеждений у ребенка сформируется система знаний о профессиях, а так же интересы и способности к разным видам деятельности.

К выбору будущей профессии нужно подходить осмысленно. Для этого нужно знать и понимать, кем работают родители дошкольника и минимально ориентироваться в мире разнообразных профессий. Необходимо знать и понимать специфику разных профессий и требования, предъявляемые к человеку при выборе данной профессии. Не забывать интересоваться мнением детей при выборе его будущей профессии, когда он вырастит.

Чем разнообразнее и богаче знания ребенка, тем легче ему сделать свой выбор в будущем, который определит его дальнейшую жизнь. У дошкольников все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе.

Необходимая подготовка детей к выбору профессии связанна с не навязыванием мнения родителей о той или иной профессии, то есть, кем он хочет стать, а в том, чтобы дать ребенку личное право выбора и формирование собственного мнения. Все это осуществимо, если облегчить выбор с помощью развития и поддержки творческих способностей и развития веры в свои силы. Чем больше приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать и ориентироваться в более старшем возрасте.

Одна из приоритетных задач детского сада и родителей направить детей в выборе профессии, что бы они смогли, смело вступить в самостоятельную взрослую жизнь. Именно для этого нам необходимо приложить максимум усилий. Проведенное анкетирование показало, что 34% родителей хотели, чтобы дети трудились, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности. 58% опрошенных родителей считают, дети должны понимать и знать, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – есть основа жизни;

Решение данной проблемы возможно при соблюдении нескольких этапов:

— дополнить содержание программы;

— разработать и реализовать дополнительную программу по знакомству с разнообразным миром профессий;

— введение новых средств обучения по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых;

— реализация в трудовой деятельности, за счет непосредственного участия ребенка в работе или через поручения;

— сотрудничество в данном направлении между всеми звеньями цепочки.

И так из всего выше сказанного можно сделать вывод, что работа по ранней профориентации дошкольников должна осуществляться по средствам совместной деятельности между педагогом, родителями и ребенком через систематическую, игровую, познавательную, продуктивную деятельности.

Иванова Елена Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 4 «Светлячок» г. Медногорска