Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников (из опыта работы)

25 Сен 2018, Автор: admin

«Здоровье – это драгоценность, и, при том, единственная, ради которой стоит не жалеть времени, сил, трудов и великих благ»

Мишель де Монтень

Представьте себе, что семья и детский сад работают в полной гармонии над решением общих задач:

  1. Воспитать психически и физически здорового, интеллектуально развитого, социально активного ребёнка.
  2. Оптимизировать формы взаимодействия дошкольной организации с семьями воспитанников по вопросам формировании у детей основ здорового образа жизни.

Представили? Получилось? Вот и мы представили данную ситуацию и начали воплощать её в жизнь на базе нашего дошкольного образовательного учреждения «Созвездие» г. Оренбурга. В результате апробации различных здоровье сберегающих технологий коллектив ДОО № 18 пришел к выводу: вся жизнедеятельность дошкольного учреждения должна быть включена в программу здоровье сбережения, чтобы сам ребенок стал ее неотъемлемой частью и включился в деятельность по ее созданию. Разрабатывая программу здоровье сберегающей системы дошкольного учреждения «Созвездие здоровья»,  мы исходили из того, что здоровье – это состояние  полного физического, психического и социального благополучия. 

В своей деятельности мы придерживаемся того положения, что успешное формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников возможно только при осуществлении целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, согласованного взаимодействия в триаде ребенок-педагог-родитель, инициатором и координатором которого  выступает педагогический коллектив детского сада.

В настоящее время для педагогов нашей дошкольной организации актуальным остается использование не просто инновационных обучающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста, а здоровье сберегающих технологий:

  • психогимнастика «Космостарс»;
  • элементы библиотерапии, музыкотерапии, сказкотерапии «Космические сказки»;
  • кинезиология;
  • биоэнергопластика;
  • Су-Джок терапия;
  • минутки смеха и радости «Парад планет»;
  • игровой стретчинг А.Г.Назаровой;
  • степаэробика «Земное притяжение»;
  • занимательная гимнастика Н.А.Утробиной;
  • социально-оздоровительная технология «Здоровый дошкольник» Ю.Ф. Змановского и др.

Опыт работы по применению здоровье сберегающих технологий  в нашем детском саду был представлен  инструктором по физической культуре на  методическом объединении инструкторов по физической культуре Южного округа г. Оренбурга в феврале 2018 года. 

Создание условий, содействующих валеологическому образованию дошкольника, возможно в том случае, если воспитатель сам готов к пониманию изменений на основе профессиональной рефлексии, служащей основой его самообразования. В связи с этим, мы разработали программу работы с педагогическим коллективом ДОО № 18 по формированию интереса дошкольников к своему здоровью, рассчитанную на 3 года. Важной особенностью и показателем эффективности методической работы, на наш взгляд, является ее поэтапность. Для каждого этапа работы мы определили свои оптимальные интерактивные формы методической работы, например:

  • диагностико-аналитический семинар;
  • творческий семинар;
  • семинар-презентация;
  • «Час открытых мыслей»;
  • тренинговый семинар;
  • мастер-класс;
  • творческая мастерская;
  • методический фестиваль;
  • «Аукцион методических знаний».

Сохранение и  укрепление здоровья педагога, создание благоприятной психоэмоциональной  обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности детского сада в целом, поэтому в нашем детском саду  здоровью педагогов  уделяется должное внимание. В декабре 2017 года педагогом-психологом была проведена анкета «Психологический климат в коллективе» и  педагогический тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов», на котором были предложены практические рекомендации по профилактике эмоционального выгорания педагогов. Так, в 2018 году на базе нашего детского сада инициативной группой коллектива была создана комната психологической разгрузки для педагогов «Перезагрузка».

Создавая развивающую среду, педагоги ДОО № 18 учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка, в том числе детей-инвалидов, обогащая ее различным дидактическим, спортивным и игровым материалом, который будет способствовать формированию ценностей здорового образа жизни. Наше дошкольное образовательное учреждение посещают 5 детей-инвалидов, поэтому в групповых ячейках организованы центры «Я+», «Спорт» и «Здоровячок».

Педагогами  нашего детского сада в течение прошлого года накоплен методический материал по применению  здоровье сберегающих  технологий  в образовательной деятельности с  учётом  возрастных особенностей  детей.  Оформлены  папки, картотеки физкультминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, массажа, релаксации.  Воспитателями групп и родителями  изготовлено нетрадиционное физкультурное  оборудование для дыхательной гимнастики, профилактике зрительного утомления, массажа и самомассажа.

 Взаимодействие с родителями по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни реализуется как в традиционных, так и нетрадиционных формах работы. На базе дошкольного учреждения организован  родительский клуб «Связующая нить». Совместно с педагогом-психологом мы провели родительские встречи в форме круглого стола: «Здоровье дошкольника – общая забота», «Охрана жизни и здоровья детей», «Мы вместе: инклюзивное образование». Наряду с просветительской работой мы вовлекали родителей в образовательный процесс. В рамках дня открытых дверей «Лучше один раз увидеть» родители принимали непосредственное участие в проведении образовательной деятельности: «Помоги себе сам», «Где прячется здоровье?».

В 2017-2018 учебном году заметно возросла активность родителей в конкурсном движении различного уровня по вопросам физического развития и формирования интереса детей к здоровому образу жизни. В качестве  эксперимента семьи воспитанников 6-7 лет одной из групп ДОО № 18 зарегистрировались на сайте gto-normy.ru.

Проводя работу по закаливанию и оздоровлению детей, коллектив ДОО № 18 добился заметных положительных результатов: снизилась заболеваемость и уменьшилось количество часто болеющих детей.

Целенаправленная скоординированная работа всего педагогического коллектива детского сада по формированию здорового образа жизни у дошкольников с использованием различных форм и инновационных методов работы с детьми по разработанной самостоятельно программе «Созвездие здоровья» способствуют  положительной динамике в развитии дошкольников и формированию у них навыков здорового образа жизни.

Полученные результаты совместной партнерской работы нашей дошкольной организации и семей воспитанников превзошли все ожидания. Необходимость содействовать здоровью детей, выработка новых форм и подходов к решению проблемы, опирающихся на научно обоснованный оздоровительно-образовательный процесс с учетом психофизиологических, возрастных, типологических, половых и других особенностях детей в условиях ухудшающейся экологической обстановки города Оренбурга, привела к решению развивать данное направление и в будущем в рамках нашей образовательной организации с использованием современных подходов, технологий и творческих способностей педагогов и родителей.

Библиографический список

  1. Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы.pdf
  2.  Андреева Н. А. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Автореф. дис. …канд. пед. наук //Н. А. Андреева.- Екатеринбург, 2005.– 22 с.
  3.  Барабаш В. Г. Ценностное отношение к здоровью как психолого-педагогическая категория / В. Г. Барабаш // Образование в период детства: традиции, реальность, инновации. Междунар. научно-практ. конф. — Москва-Шадринск, 2007. — с.8–14.
  4.  Волошина, Л. Н. Представления современного ребёнка-дошкольника о здоровье и здоровом образе жизни / Л. Н. Волошина, Л. П. Кудаланова // Фундаментальные исследования, 2012, № 3. — с. 269–272.
  5. Ирхин В. Н. Здоровьесберегающая деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения / Ирхин В. Н., Кортюкова Е. А. — Б., 2006г.

Оверина Юлия Владимировна, заместитель заведующего; муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 18», г. Оренбург