Работа по формированию мотивации к здоровому образу жизни в условиях дошкольной образовательной организации

11 Мар 2018, Автор: admin

Формирование привычки к здоровому образу жизни — одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо – только здоровый ребенок может развиваться гармонично. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь до семи лет человек проходит огромный путь развития: идёт интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. По данным научных исследований, здоровье зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% — от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% — от деятельности системы здравоохранения, а на 50% — от самого человека, от его образа жизни.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей закреплено в ряде законодательных и нормативных документов. Это закон Российской Федерации «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», «Конвенция о правах ребёнка».

Итак, состояние здоровья детей в настоящее время становится национальной проблемой, а формирование здорового образа жизни подрастающего поколения одной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни.

Чтобы сформировать мотивацию и потребность к здоровому и безопасному образу жизни у детей, взрослые сами должны придерживаться указанных правил в повседневной жизни.  Рекомендации по здоровому образу жизни должны вызывать положительную эмоциональную реакцию.

Чтобы сохранить здоровье ребенка, необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его, с целью создания вокруг него атмосферы,  наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни, чтобы формировалась определенная культура поведения и стиль жизни.

Для реализации этой цели в нашем дошкольном учреждении  работа ведётся по направлениям:

  1. Формирование у детей элементарных знаний о своем организме.
  2. Способствование развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию самого себя.
  3. Воспитание потребности на доступном уровне заботится о своем здоровье.
  4. Обучение положительным взаимоотношениям с окружающими, рефлексивным умениям.

Основными формами работы по формированию представлений о ЗОЖ являются занятия, беседы, игры, наблюдения, создание проблемных ситуаций, моделирование, совместные творческие проекты, эксперименты, экскурсии, праздники, спортивные соревнования, досуги.

Специально организованное обучение – это занятия познавательного характера, они включаются в раздел «Познавательное развитие». На занятиях формируются представления о человеке, его организме, зависимости здоровья от образа жизни, о безопасном поведении в быту и природе.

Проводятся беседы на темы: «Если хочешь быть здоров», «Наши верные друзья», «Чистота – залог здоровья» и другие.

В течение дня проводятся различные виды игр: подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, а также игры с элементами массажа. Подвижные игры помогают воспитывать активность, самостоятельность, инициативу детей.  В играх с элементами массажа происходит целенаправленное воздействие на биологически активные точки тела, ребенок «лепит», играет своим телом, что способствует развитию чувства любви к собственному телу, внимательного и бережного отношения к нему.

В настольных дидактических играх по валеологии закрепляются правила гигиены, которые помогают сохранить зубы, уши, глаза здоровыми, обсуждаются поступки детей, выясняются  причины болезни, приводятся примеры из собственной жизни.

Для формирования психологического здоровья проводится работа по овладению детьми языком эмоций, преодолению конфликтности в общении, формированию уверенности в себе и социальных навыков через игры, тренинговые упражнения, этюды, решение проблемно – практических ситуаций, беседы, инсценировки, игры-драматизации, коммуникативные игры.

В результате воспитания культурно-гигиенических навыков в режимных моментах дети начинают осознавать: почему именно так надо умываться, чистить зубы, мыть руки, зачем нужен сон и зарядка, прогулки, почему надо прямо стоять и сидеть, аккуратно есть, пользоваться салфеткой, полоскать рот. Для закрепления знаний используется ИКТ (презентации, мультфильмы).

Закаливание является важным средством укрепления здоровья и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей: массаж стопы и ходьба босиком по массажным коврикам, мокрым дорожкам в групповой комнате, облегченная одежда во время дневного сна. Инновационной находкой стало применение криотерапии (игр со льдом). Систематическое, ежедневное исполнение закаливающих процедур становится для ребенка нормой поведения, потребностью.

Одним из нетрадиционных методов оздоровления является использование камешков Марблс. Используются камешки для массажа кистей рук и пальцев ног в воде.

В совместной деятельности с детьми закрепляются знания о здоровье через продуктивную деятельность: «Овощи и фрукты — полезные продукты»«Предметы гигиены»«Зимняя прогулка» и т. д.

Досуги, совместные праздники здоровья, театрализованные постановки способствуют созданию условий эмоционального восприятия детьми сведений о ЗОЖ, закреплению полученных представлений и их систематизации.

В прогулки включаются следующие оздоровительные мероприятия – подвижные и спортивные игры, занятия физической культурой, в тёплое время года — игры с водой, криотерапия, самомассаж, ходьба босиком по песку.

Использование релаксационных упражнений помогает снять напряжение с мышц лица, рук, ног, туловища.

Детская художественная литература способствует развитию познавательного интереса к человеку, его здоровью. Дети с удовольствием слушают и обсуждают сказки «Волшебный морж», «Простуда и здоровье», «Спаси Веронику», разучивают стихотворения, отгадывают загадки, знакомятся с пословицами и поговорками. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие, дети устанавливают связь рассказа со своим опытом, делают несложные обобщения.

В детском саду создана валеологическая развивающая среда. Педагогами составлены и изготовлены пособия, демонстрирующие работу сердца и кровеносной системы, органов дыхания, таблица факторов здоровья, альбомы «Лекарственные растения», «Мы любим спорт», «Я и мое здоровье». Создана библиотечка стихов, пословиц, поговорок о здоровье, закаливании, гигиене, культуре еды;  картотеки по здоровьесберегающим технологиям, схемы, алгоритмы, логические цепочки «Режим дня», «Полезные и вредные привычки» и др., изготовлены дидактические игры по валеологии, муляжи – для проведения наблюдений, экспериментирования, театр настроений.

Ведется систематическая работа с родителями как участниками образовательного процесса: проводятся родительские собрания, совместные спортивные развлечения, дни здоровья, индивидуальные консультации, рекомендации по организации режима дня, развитию двигательных навыков, оформляются папки — передвижки, буклеты из серии «Ступеньки здоровья», выставки детских работ по изодеятельности на тему ЗОЖ. Организована «Библиотека» — литература по здоровью для ознакомления родителей. Организовали проект — клуб выходного дня «Занимательная суббота» с целью повышения педагогической  компетентности родителей в вопросах формирования основ здорового образа жизни воспитанников.

Проводится большая просветительская работа о том, что дома важно подкреплять предъявляемые к детям требования личным поведением, специально демонстрировать образцы гигиенической культуры, добиваться единства в подходе к ребенку.

Таким образом, у детей формируются представления о своем организме, познавательные и практические умения, умение проявлять устойчивый познавательный интерес к своему здоровью, понимать значимость физических упражнений, испытывать чувство удовлетворения от ежедневных физических упражнений и процедур, умение решать проблемные ситуации, связанные со здоровьем. У детей формируется самостоятельность, умение правильно понимать эмоциональные состояния других и при необходимости помочь.

Библиографический список.

  1. Полтавцева, Н.В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни / Н.В. Полтавцева, М.Ю.  Стожарова, Р.С. Краснова, И.А. Гаврилова – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
  2. Югова, М. Р.  Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7 лет: планирование, занятия, игры / авт. –  М.Р. Югова. – Волгоград: Учитель, 2015.

Шуленкова Альфия Камиловна, старший воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 33 «Колобок» комбинированного вида г. Новотроицка Оренбургской области»