Материально-техническая база образовательного учреждения

15 Ноя 2016, Автор: admin

В материально-технической базе образовательного учреждения можно выделить ряд особенностей. В первую очередь она непосредственно связана не с материальным производством, где создаются вещественные блага, а с учебным и научным процессом, результатом которого являются образовательные и частично научные услуги.

Отсюда и наименование фундамента сферы образования: «учебно-материальная база».

Другой особенностью материально-технической базы образовательного учреждения является то, что используемые средства, ее основные элементы не потребляются участниками образовательного процесса для производства каких-либо материальных благ, а используются только для того, чтобы обеспечить необходимые условия для удовлетворения потребностей личности, всего общества в своем интеллектуальном развитии, в получении знаний, навыков и умений.

Наряду с этим, еще одной важной особенностью материально-технической базы образовательного учреждения выступает то, что в ее состав входят большое количество самых разнообразных средств, элементов, имеющих различную предназначенность. Это и здания, и сооружения, и автобусы, и мебель, и технические средства обучения, которые в разной степени участвуют в создании условий для образовательного процесса.

Некоторые из них, например, технические средства обучения (компьютеры, телевизоры), напрямую используются в образовательном процессе, другие же (здания, сооружения) лишь создают предпосылки, условия для осуществления этого образовательного процесса.

Что касается экономического содержания ресурса – материально-технического, т.е. материально-вещественных средств, используемых в деятельности образовательного учреждения, то выделяют две группы фондов: основные и оборотные. Различие между ними проводится не по внешней натуральной форме, а по способу переноса их стоимости на создаваемый продукт. К оборотным фондам относится та часть производственных фондов, которая целиком потребляется в течение одного производственного цикла, полностью и единовременно переносит свою стоимость на продукт труда. В эти фонды практически включаются малоценные и быстро изнашивающиеся предметы, а также реактивы, химикаты, топливо, электроэнергия, канцелярские товары и другое.

В отличие от оборотных фондов, функционирующих непродолжительное время, основные фонды долговременно обслуживают учебно-воспитательный и научно-исследовательский процесс и переносят свою стоимость на производимый продукт по частям, по мере износа. При этом основные фонды все это время сохраняют свою натурально-вещественную форму.

Что касается состава основных фондов, то их количество разнообразно.

В зависимости от натурально-вещественной формы и их роли в учебно-научной деятельности следует выделить следующие составные части этих фондов:

— здания детских садов, школ, училищ, вузов, мастерских, лабораторий, где непосредственно совершается воспитание, обучение и научная деятельность;

— здания различного рода вспомогательных служб, например, складов для хранения учебного и научного оборудования, хозяйственного инвентаря, общежитий, столовых и т.д.;

— учебное и научное оборудование, включая ТСО, компьютеры, станки и машины в мастерских, лабораториях, на учебных сельскохозяйственных станциях и опытных полях;

— транспортные средства (автомобили, автобусы);

— библиотечный фонд;

— другие вещественные элементы, необходимые для организации учебного процесса и научной работы.

Здание, оборудование и другие вещественные элементы, необходимые для организации учебного процесса, выступают как основные производственные фонды особого рода и являются продуктами 1-го подразделения общественного производства.

Все эти разновидности основных фондов принимают неодинаковое участие в учебном процессе и условно их можно разделить на пассивную и активную части. Если первые из них создают только материальные предпосылки для учебной деятельности, то вторые, как правило, непосредственно связаны с учебным процессом, а потому играют активную роль. Основные фонды образования с полным правом следует рассматривать в качестве экономического выражения учебно-материальной базы или производственного аппарата отрасли образования.

По мнению А.А. Атлуханова, это является правильным объективным отражением существующей реальности в первую очередь в связи с тем, что именно основные фонды занимают большую часть материальной базы образовательного учреждения в сравнении с оборотными фондами. Исследователь отмечает, что доказательством этого тезиса выступает то, что именно на основные фонды, а не на средства оборотного фонда, ложится непосредственная обязанность по созданию условий для осуществления образовательного процесса.

Действительно, оценивая степень влияния на образовательный процесс основных и оборотных фондов, приоритетное значение следует отнести именно основным фондам. Невозможно себе представить процесс получения знаний, умений, а также непосредственно организацию и предоставление образовательных услуг без наличия соответствующих зданий, сооружений, где непосредственно проходит процесс обучения и воспитания. Также, существенным отрицательным фактором, влияющим на умственное развитие обучающихся, является отсутствие современного, развитого библиотечного фонда, служащего основным источником получения знаний.

Кроме того, в нынешнее время, в век информационных технологий и устройств особую значимость приобретают технические средства обучения (компьютеры, телевизоры), позволяющие быстрее ориентироваться и получать нужную информацию. Все это указывает на необходимость внедрения и использования различных информационных технологий и устройств.

Особую актуальность также приобретает процесс использования компьютеров, подключенных к сети «Интернет», так как интернет-ресурсы обеспечивают пользователям доступ к отечественным и зарубежным источникам информации. Наряду с этим, Интернет предоставляет различным группам учащихся возможность выбора формы обучения и уровня образования; открывает новые перспективы для индивидуализации обучения, выбора профессии; позволяет существенно улучшить формы открытого образования и использование дистанционных технологий обучения в режиме on line.

Таким образом, основные фонды системы образования выступают и характеризуют собой экономическое выражение всей материальной базы отрасли образования.

В отличие от других отраслей народного хозяйства, в частности от промышленности, транспорта и сельского хозяйства, большую долю основных фондов материальной базы системы образования занимает пассивная часть: здания, сооружения, склады и прочие основные фонды.

Объективно, с развитием научно-технического прогресса и идеями модернизации общего образования закономерно должна возрастать доля активной части основных фондов, что связано с необходимостью увеличения библиотечного фонда, внедрением в учебный процесс и научные исследования современных приборов, компьютерных технологий, различного оборудования.

Следует подчеркнуть, что основные и оборотные фонды образования в своей подавляющей массе не участвуют в производстве материальных благ. Они используются для иных целей: обеспечить необходимые условия удовлетворения потребностей подрастающего поколения и населения в образовательных услугах, формирующих интеллектуальный потенциал личности, общества и главную производительную силу в стране.

В отечественной экономической литературе основные фонды образования, как правило, относят к «непроизводственным» фондам и рассматривают их в виде предметов потребления.

А.А. Атлуханов считает, что какую-то часть этих фондов можно отнести к непроизводственным, например, студенческие общежития, дома для преподавателей и других работников сферы образования. В-первую очередь, потому, что соответствующие элементы не могут создать каких-либо условий для осуществления и организации процесса получения знаний, умений, навыков, предоставлении образовательных услуг, так как предназначены только для удовлетворения естественных человеческих потребностей в жилье, крове.

Остальная же, большая масса основных фондов образования, куда входят и здания вузов, школ, и машины, и технические средства как раз и служит материальным условием процесса обучения, выступает, по нашему мнению, как орудие труда при «производстве» услуг образования, как особого рода потребительских стоимостей. Ведь само помещение школы с ее оборудованием нужно работникам образования, да и самим обучающимся не для того, чтобы их потреблять, а как средство производства специфического продукта – образовательных услуг в виде знаний, умений, навыков.

Выявление состояния и структуры фондов относится к числу важных показателей реальных возможностей образовательных учреждений для их эффективной работы, а также для определения путей укрепления, совершенствования и развития учебно-материальной базы образования. А это непосредственно связано с необходимостью совершенствования методов планирования и финансирования затрат на пополнение материальных ресурсов и на капитальные вложения в сферу образования.

Поскольку основные фонды выступают в товарной форме, их учет и планирование осуществляется в натуральных и стоимостных показателях. К натуральным показателям относится число зданий и сооружений, количество в них мест для обучения, наличие мест в лабораториях и учебных мастерских, количество единиц основного оборудования, необходимого для занятий с обучающимися при нормальных условиях (столы, стулья и т.п.) и т.д.

Натуральные показатели берутся за основу составления плана материально-технического обеспечения образовательных учреждений.

С помощью стоимостных показателей определяется объем капитальных вложений, исчисляется амортизация, устанавливаются финансовые расходы на капитальный ремонт и приобретение нового оборудования, оценивается структура основных фондов, динамика их изменения. В образовательных учреждениях, в отличие от промышленных, транспортных и сельскохозяйственных предприятий, фонд амортизации не создается.

Изнашиваемая часть основных фондов в сфере образования в большей степени возмещается, главным образом, за счет бюджетных средств, которые поступают на капитальный ремонт и приобретение нового оборудования, а также различных внебюджетных вложений – инвестиций, как со стороны государства, так и частного бизнеса.

Имеются так называемые расчетные нормы на амортизацию по различным видам и группам основных фондов. На сегодняшний день действуют следующие нормы износа:

— для различных зданий, сооружений – от 1 до 12,5%;

— для лабораторного оборудования – от 7 до 10%;

— для измерительных приборов и установок – от 6,7 до 33,3%.

Сегодня актуальное значение приобретает вопрос об увеличении существующих норм износа основных фондов материально-технической базы, что, безусловно, на наш взгляд, положительно скажется на развитии всей образовательной организации.