Альпинарий в ДОУ

27 Авг 2014, Автор: admin

В последние годы на участках многих ДОУ устраивают альпийские горки (или альпинарий).

Альпинарий — нетрадиционный элемент развивающей предметной среды. Альпийская горка оживляет среду, привлекает детей своей необычностью и красочностью, способствует возникновению познавательного интереса, развивает эстетические чувства, любознательность, воспитывает ответственное отношение к живым существам. Уход за горкой позволяет расширить знания дошкольников о растениях, их разнообразии, условиях жизни, формирует чувство ответственности в процессе ухода за ними.

Кроме того, цветущие растения привлекают многих насекомых, таким образом, появляются дополнительные объекты для наблюдений.

В миниатюре в альпинарии воссоздается подобие естественного горного рельефа с характерными для него видами растений. Поэтому альпинарии иначе называют горками.

В европейской школе садово-паркового искусства основную роль в альпинариях отводят декоративным высокогорным растениям, а камни играют вспомогательную декорирующую роль.

Восточная школа первостепенную роль традиционно отводит камню или воде. Такие каменистые горки обычно называют рокариями.

Важным моментом при создании альпинария или рокария является подготовка ложа для него. Предварительно выкапывают ложе глубиной 0,4-0,5 м. В нем располагают трубу водопровода и дренаж, по возможности – бассейн. Только после этого приступают к сооружению самой горки. Нижнюю часть ложа засыпают смесью камня и почвы (см. рисунок) таким образом, чтобы между ними не образовалось пустоты.

alpinariy-v-dou

Наличие камней в нижней части ложа позволяет улучшить условия дренажа и предотвратить испарение влаги. После того, как горка приобретет предусмотренную проектом форму, расставляют камни. Они должны быть однородны по форме и внешнему виду. Камни должны быть достаточно крупными, примерно от 10 до 200 кг. Мелкие камни усложняют уход за растениями.

Каждый из камней вкапывают в землю таким образом, чтобы его основание находилось примерно на половину или на треть ниже поверхности почвы, причем ложе камня должно иметь некоторый противоположный горке уклон. Если камни установить вертикально, то в период сильных дождей они могут упасть и повредить растения.

После установки камней поверхность горки засыпают плодородной почвой (лучше дерновой в смеси с песком). Для предполагаемых посадок растений подготавливают ниши или карманы.

В год сооружения горки нежелательно высаживать коллекции растений, так как, во-первых, земля на горке постепенно оседает и иногда приходится дополнительно подправлять ее; во-вторых, подготовленную почву быстро захватывают сорняки, а с ними легче бороться, оставив горку в состоянии пара. Поэтому коллекционные растения высаживают осенью или весной следующего года. Сажать растения лучше в шахматном порядке. Тогда, разрастаясь, они хорошо скрепят почву и будут противостоять ее размыву в период сильных дождей.

Для посадки в альпинариях подходят куртины стахиса, флокса, фиалки альпийской, ириса. Из хвойных видов можно использовать стелющиеся формы сосны, ели и можжевельника. Важно подобрать растения засухоустойчивые и зимостойкие.

К сожалению, очень редко используют на горках такие растения севера, как березу карликовую, иву травянистую. Они очень украшают композицию горки и их сравнительно легко вырастить (березу – из семян, иву – укоренением черенков или делением куста).

.

Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.