Экологическое образование дошкольников в играх

10 Сен 2014, Автор: admin

В современный период гуманизации системы образования ведется поиск активных форм, методов, технологий экологического образования дошкольников. Большим потенциалом обладает игра, которая выполняет мотивационно-стимулирующую, обучающую, развивающую, воспитательную, коммуникативную и другие функции.

Игра – многофункциональное средство обучения, стимулирующее высокий уровень мотивации, интереса, эмоциональной включенности и способное обеспечить целостное развитие личности ребенка, одновременно воздействуя на его интеллектуальную, эмоциональную и нравственную сферы (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Д. Леви). Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, характеризирующийся ассимиляцией ребенком окружающей действительности (Ж. Пиаже, К. Бюллер). Действуя в условиях свободного выбора, ребенок мобилизует свой энергетический потенциал, реализует потребности в активной поисковой и преобразующей творческой деятельности. В процессе игры у ребенка формируются основы гуманного отношения к окружающему миру, поскольку межличностные отношения в игре строятся на началах равноправия и сотрудничества независимо от игровой ситуации.

Существуют различные подходы к классификации игр. По количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные, групповые и коллективные; по длительности – на игры-миниатюры (3-5 мин.), игры-эпизоды (5-10 мин.), игры-занятия (20-35 мин.); по степени сложности выполнения действий — на элементарные игры, которые состоят из повторяющихся игровых действий, и сложные игры, включающие комплексы элементарных игр; кроме того, игры подразделяются на игры с готовым содержанием и правилами и творческие.

Игры с правилами имеют готовое содержание, четко сформулированные правила с заранее установленной последовательностью действий. В некоторых таких играх имеется сюжет, в них разыгрывается роль. Среди игр с правилами следует особо выделить народные, передающиеся из поколения в поколение. Народным русским играм присуща простота, общедоступность, гармоничность сочетания самобытного, национального начала с элементами культур других народов. Есть игры народные, которые связаны с главным занятием славян-земледельцев: «Уж мы просо сеяли», «Жнец», «Мак», «Огород». В некоторых играх отражаются игровые действия: «Пастух и стадо», «Лошадки».

С помощью дидактических игр воспитатель уточняет, закрепляет, расширяет имеющиеся представления детей о предметах и явлениях природы. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарный запас, способствуют умению играть вместе. Игры позволяют детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают положительное эмоциональное отношение к природе.

Дидактические игры проводятся с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняясь с учетом возраста детей. Усложнение идет за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий.

Проблема использования дидактической игры как средства ознакомления с природой не нова. Анализ имеющихся в современной отечественной методике игр (В.Н. Аванесова, В.А. Дрязгунова) показывает, что в подавляющем большинстве основное внимание в них уделяется ознакомлению детей с предметами и явлениями природы, уточнению и закреплению представлений о свойствах и качествах последних. И лишь в некоторых играх решаются задачи научить ребенка прослеживать существующие в природе связи и зависимости, понимать целостность не только живого организма, но и экосистем (невозможность извлечения отдельных элементов природы без нарушения ее целостности); сформировать осознанное отношение к природе (Г.В. Кирикэ, И.А.Комарова).

В исследовании О.М. Газиной разработаны и апробированы дидактические игры с экологическим содержанием для детей 5-6 лет. Особое место отводится играм, содержание которых позволяет ребенку установить существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями природы («Лисы и зайцы», «Что сначала, что потом?»); средой обитания и особенностями питания («У кого какие зубы?», «Накорми животных»); между средой обитания и поведением животных («Угадай, какой я зверь», «Где я живу – не скажу, отгадай, я покажу»); между экосистемой и приспособлением растений и животных к условиям определенной среды («Хищные насекомые», «Загадочная тропинка», «Чей след»).

Дидактические игры имеют множество классификаций. Так, Е.И.Удальцова, А.К.Бондаренко классифицируют игры по характеру используемого материала на предметно-манипулятивные, настольно-печатные и словесные.

.

Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.