Экологическое образование дошкольников в комплексных программах. Программа «Развитие»

12 Авг 2014, Автор: admin

razvitieРаздел «Ознакомление с природой» программы «Развитие» разработан детским центром Л.А. Венгера. В основу программы, как указывают авторы, заложены два теоретических положения:

– теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому пониманию. Жизнь ребенка может быть полноценной при условии, если он чувствует себя не просто опекаемым, а «созидателем», открывающим для себя что-то новое, приобщающимся к миру взрослых. Согласно этой теории основной путь развития ребенка – это амплификация развития, т.е. обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности;

– концепция Л.А. Венгера о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника образных средств решения задач.

Раздел «Ознакомление с природой» состоит из объяснительной записки, рекомендаций для работы, примерных планов занятий. Организация работы по экологическому образованию дошкольников во всех возрастных группах предполагает проведение занятий в подгруппах численностью 8-10 человек. Успешная реализация программы требует создания в группе благоприятного психологического климата, теплого и доброжелательного отношения к детям.

Во второй младшей группе работа по ознакомлению с природой не проводится.

В средней группе учебный материал дается в соответствии с временем года. Программа включает в себя пять разделов. Первый направлен на развитие представлений о смене времен года. Здесь уточняются представления детей о характерных особенностях каждого сезона, формируется представление о закономерной повторяемости изменений в жизни природы от сезона к сезону. Остальные четыре раздела соответствуют четырем временам года.

В старшей группе основное содержание обучения направлено на уточнение, расширение и систематизирование представлений детей о взаимосвязи растений и животных с внешней средой.

Больший упор в данной возрастной группе делается на ознакомление дошкольников с миром растений. Программа состоит из 5 разделов. Первый направлен на формирование умения различать живую и неживую природу, растения и животных. Во втором разделе дети знакомятся с различными факторами внешней среды и их влиянием на жизнь растений и животных. Третий и четвертый разделы посвящены растениям: многообразию, значению, строению, функциям и видоизменениям частей растения и их связи с выполняемыми функциями. Детей учат определять связь строения растения с факторами внешней среды. Пятый раздел предполагает знакомство детей с различными экосистемами (лес, луг, пруд, город), умение выделять в них связи и взаимозависимости.

В программе по ознакомлению с природой в подготовительной к школе группе дети выводятся за пределы непосредственного опыта, знакомясь с природными поясами земли и эволюцией жизни на Земле. В данной группе большее внимание уделяется животным – современным и древним. Первый раздел программы направлен на ознакомление с природными зонами земли (Арктика, Антарктида, тундра, тайга, пустыня, саванна, джунгли), их климатом, растительным и животным миром. Детей учат определять, как животные приспосабливаются к условиям внешней среды, что происходит при изменении этих условий, при этом основным средством обучения являются модели, отображающие связь животных с факторами внешней среды. Раздел заканчивается контрольными занятиями, в ходе которых дети творчески применяют усвоенные средства в новых ситуациях. Во втором разделе программы дети знакомятся с возникновением жизни на Земле, с древними животными, строят модель последовательного перехода от одного типа животных к другим, соотнося их с изменениями факторов внешней среды. Умственное развитие в сочетании с эмоциональной отзывчивостью в процессе ознакомления с природой, по мнению авторов, закладывают уже в дошкольном возрасте основы экологической культуры.

Анализируя практику экологического образования дошкольников, можно выявить некоторые консервативные признаки. Частичное реформирование системы дошкольного образования привело к внедрению вариативных программ с экологическим содержанием. Однако в практике это часто лишь осложняет ситуацию. Неудовлетворенность содержанием одной программы вызывает у педагогов стремление обратиться к другим программно-методическим разработкам. В результате содержание экологического образования выстраивается по «лоскутному» принципу, нарушается его целостность. Бездумное внедрение вариативных программ приводит к тому, что в одном детском саду педагоги работают по программе «Радуга», а для решения задач экологического образования используют технологию С.Н. Николаевой, разработанную для программы «Юный эколог».

Закон РФ «Об образовании» (1996) закрепил самостоятельность образовательного учреждения в решении многих правовых, финансовых, организационных вопросов, в том числе вопросов выбора образовательных программ и технологий. Одновременно с этим закон установил ответственность образовательного учреждения перед государством и обществом за реализацию программы, утвержденной уставом ДОУ.

.

Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.