М. Монтессори: Природа в воспитании. Земледельческие работы. Разведение растений и животных

24 Июн 2014, Автор: admin

Без сомнения, человек создал себе много наслаждений в своей общественной жизни, он сильно развил в этой совместной жизни чувство гуманной любви и, тем не менее, он все же принадлежит природе. Особенно в детском возрасте он нуждается в ней, чтобы взять от нее силы, необходимые для развития тела и ума. Мы находимся в тесном общении с природой, которая влияет даже материально на рост организма (например, один физиолог, изолировав морских свинок от влияния земного магнетизма при помощи изоляторов, увидел, что у них стал развиваться рахитизм).

Мы должны подготовить человека – существо живое и принадлежащее поэтому природе – к общественной жизни, потому что эта жизнь, будучи его собственным созданием, должна также соответствовать проявлению его естественных активных сил. Но преимущества, которые мы ему приготовляем приобщением его к общественной жизни, ускользают от маленького ребенка, являющегося в начале своей жизни существом, живущим растительной жизнью.

Смягчать воспитанием этот переход, предоставив большую долю воспитательной задачи самой природе, так же необходимо, как недопустимо внезапно и насильно отрывать ребенка от матери, чтобы отдать его в школу.

В настоящее время, под видом детской гигиены, сильно разрабатывается эта часть воспитания: детям дают расти на открытом воздухе, в общих садах, или оставляют их целыми часами, полуодетых, на берегу моря, под лучами солнца. Всем стало понятно – и это выразилось распространением морских и горных детских колоний, – что лучшее средство укрепить ребенка – это погрузить его в природу.

Простая и удобная одежда детей, башмаки-сандалии, обнаженные ноги – все это признаки освобождения от тяжелых уз культурной жизни.

При развитии современного воспитания детей мы остались еще во власти предрассудка, отрицающего необходимость для ребенка выражений и потребностей духовных, и это заставляет нас смотреть на него только как на нежный растительный организм, который мы должны выхаживать, целовать и заставлять двигаться. Воспитание, которое в наши дни хорошая мать или воспитательница дают ребенку, закладывают, например, в приказании не рвать цветов и не мять травы, когда ребенок бегает между цветочными клумбами, как будто для удовлетворения физиологических потребностей своего тела ему довольно двигаться ногами и вдыхать свежий воздух!

Но если для физической жизни необходимо предоставить ребенка живительным силам природы, то также необходимо для его психической жизни привести душу ребенка в общение с мирозданием, чтобы обогатить ее непосредственными воспитательными силами живой природы.

Средством для достижения этого является направление ребенка к земледельческим работам, разведению растений и животных, к сознательному наблюдению природы.

На этом пути, представляющем из себя лестницу, можно различить много переходных ступеней:

1. Ребенок приступает к наблюдению жизненных явлений; таким образом, он становится по отношению к растениям и животным в такое же положение, как учитель – наблюдатель по отношению к ребенку. По мере увеличения интереса к наблюдению, увеличивается также и его предупредительная заботливость по отношению к живым существам, а отсюда можно логически довести ребенка до того, чтобы он стал ценить заботы о нем матери и учительницы.

Ребенок научается предусмотрительности в силу воспитания: когда он узнает, что жизнь посаженных им растений зависит от его забот об их поливке, и жизнь животного – от его стараний кормить их, без чего маленькое растение засохнет, а животное будет страдать от голода, – он становится бдительным, как человек начинающий сознавать, что у него есть призвание в жизни.

Кроме того, он слышит внутренний голос, похожий на голос матери или учительницы, напоминающих ему об его обязанностях, – этот голос говорит, чтобы он никогда не забывал взятую на себя задачу. Между ребенком и живыми организмами, которые он разводит, зарождается какая-то таинственная связь, заставляющая его выполнять известные определенные акты без вмешательства учительницы, т.е. приводить его к самовоспитанию.

Награды, которые достаются ребенку, остаются также между ним и природой: вот он видит однажды утром, что сидевшие на яйцах голуби, которым он так давно и заботливо приносил корм и солому, вывели птенцов! В другой раз он находит маленьких, грациозных кроликов в садке, где уединенно жила прежде пара больших. Мне не удалось еще устроить в Риме садков для животных, но в Доме ребенка в Милане имеется уже несколько животных, в том числе пара прелестных американских кур. Они живут в маленьком элегантном шале, напоминающем китайскую пагоду; спереди для них отведен небольшой кусочек земли за оградой.

Дверцы шале запираются вечером на ключ, и дети по очереди заботятся об этом. С какой радостью идут они утром отпирать дверку, несут воду и корм и с какой заботливостью следят за курами целый день, а вечером запирают дверку на ключ.

Не меньше радостей доставляет и растительная природа. В одном из Домов ребенка в Риме, за неимением участка земли, годного к обработке, были поставлены вазы с цветами вокруг громадной террасы и посажены ползучие растения вдоль стен. И ни разу не случилось, чтобы дети забыли полить растения из своих маленьких леечек. Однажды я застала их сидящими вокруг прелестной красной розы, распустившейся ночью: молчаливые и спокойные, они как бы застыли в немом созерцании.

2. Дети приучаются к терпению и доверчивому ожиданию – род веры и философии жизни. Когда они кладут в землю семя и ожидают его всхода, видят первое появление бесформенного растеньица и следят за его ростом, цветением и превращением цветка в плод, замечают, что одни растения пускают ростки раньше, другие позднее, и что однолетки живут ускоренной жизнью, плодовые же деревья растут медленно, – они постепенно приобретают спокойную уравновешенность сознания, первые зародыши той мудрости, которая характеризовала земледельцев в те давние времена, когда они сохраняли еще свою примитивную простоту.

3. Дети вдохновляются чувством природы, которое поддерживается в них чудесами мироздания, осыпающего их щедрыми дарами.

Уже в том труде, который выполняет ребенок, устанавливается какая-то таинственная связь между развивающимся под его заботливым уходом. Ребенок любит все проявления жизни: дети живо интересуются даже земляными червями и движениями личинок насекомых в навозе, совсем не чувствуя отвращения. Далее очень желательно развивать это чувство доверчивости и близости к живым существам, что представляет уже один из видов любви и единения с природой.

Но что более всего развивает чувство природы – это заботы о живых организмах, потому что они, в своем естественном развитии, дают нам гораздо больше, чем получают, в их красоте и разнообразии проявляется что-то бесконечное.

Ребенок вырастил цветок, посадил в землю зерно или луковицу и периодически поливал их, или посадил деревцо, и распустившийся цветок или зрелый плод является для него щедрым даром природы, богатой наградой за небольшое усилие. Кажется, что природа стремится скорее вознаградить чувства доброжелательности и заботливой любви к ней земледельца, чем соразмерить свои дары с его физическими усилиями.

4. Ребенок должен следовать по естественному пути развития человечества, по крайней мере, такое воспитание приводит в гармонию эволюцию отдельной личности с эволюцией всего человечества. Человек перешел из естественного состояния к искусственному через земледелие; когда он открыл секрет увеличения производительности земли, по получил в награду блага культуры.

Такой же путь должен пройти ребенок, которому предназначено сделаться культурным человеком. Воздействие воспитательной силы природы является, таким образом, практически вполне достижимым. Потому что даже там, где нет большого участка земли или двора, необходимого для физического воспитания, всегда найдется уголок, годный для возделывания, или какой-нибудь закоулок, где голуби могут свить себе гнездо, а этого уже будет достаточно для духовного воспитания.

Даже горшок с цветами на окне может, в крайнем случае, служить для этой цели.

При Доме ребенка в Риме имеется обширный двор, возделанный, как сад, где дети бегают на свежем воздухе. К нему примыкает длинный участок с замощенной дорожкой посередине; с одной стороны он засажен деревьями, с другой находится вскопанная земля для разведения растений, она разделена на мелкие участки для каждого ребенка.

А то время, как самые маленькие свободно бегают по дорожке или отдыхают в тени деревьев, владельцы участков (дети от 4-х лет) сажают, копают, поливают или смотрят на грядки, подкарауливая рост посевов. Маленькие участки расположены вдоль стен домов, в очень уединенном месте, в тупике; жители этих домов привыкли выкидывать туда из окон всякие отбросы, и вначале даже наш сад был загажен ими.

Но мало-помалу, без всякого увещевания с нашей стороны, из чувства уважения, родившегося в душе народа к детскому труду, из окон стали падать только нежные взгляды матерей, с улыбкой смотревших на землю, которую с такой любовью возделывали их маленькие дети.

Воспитание чувств вкуса и обоняния.

Обоняние очень мало развито у детей, и потому очень трудно обратить их внимание на это чувство. Мы давали ребенку нюхать свежие фиалки и цветы жасмина или весною розы, растущие в горшках у нас на окнах. Потом завязывали ребенку глаза и говорили: сейчас мы дадим тебе понюхать цветы. Ребенок должен был отгадать название цветка. Для усиления запаха мы брали то один цветок, то целый букет.

Эта часть воспитания может успешно упражняться во время еды, когда ребенок непосредственно обоняет разные запахи: свежего хлеба, слив и оливкового масла, уксуса, разных приправ, кофе, и эти запахи вместе с запахом цветов в саду, дают полезное упражнение чувству обоняния. Для распознавания неприметных запахов можно брать испорченные продукты: прокисшее, пригорелое молоко и т.д.

Что касается развития вкуса, то метод прикосновения к языку ребенка горькими, кислыми, сладкими и солеными растворами вполне применим. Четырехлетние дети очень любят такие игры, и это приучает их полоскать рот.

После каждой пробы они набирают из стакана тепловатой воды и тщательно полощут рот, таким образом, упражнения вкусового чувства приучают детей к чистоплотности.

Распознавание вкуса может быть также очень ценным и настоящим самовоспитательным упражнением для детей от 4-х до 5-ти лет. В стеклянные стаканчики сыплют белые порошки смеси хинина, сахара и соли. Ребенку всегда интересно попробовать этот белый порошок, он берет на язык немного порошку и сейчас же прополаскивает рот.