Принцип комплементарности в экологическом образовании дошкольников

22 Июл 2014, Автор: admin

Принцип комплементарности был специально сформулирован для экологического образования (С.Н. Глазачев). Одной из особенностей экологического образования, как и образования в целом, является многоаспектность, вытекающая из многоаспектности экологической проблемы. Основные аспекты проблемы – нравственный, эстетический, трудовой, правовой, гигиенический – отражают традиционно разрабатываемые педагогикой направления воспитания, что позволяет органически связывать формирование отношения человека к природе с гражданским, нравственным, эстетическим и другими направлениями воспитания. Ни одно из направлений воспитания не комплексируется с остальными в таком количестве связей, как экологическое. Эта особенность позволяет экологическому воспитанию быть связующим звеном в процессе интеграции различных воспитательных воздействий на личность.

Н.Ф. Виноградовой дополнительно к вышеназванным предложены принципы, которыми следует руководствоваться при отборе содержания экологического образования: культурологический принцип — приобщение детей к культуре; принцип педоцентризма — отбор наиболее значимых для ребенка актуальных знаний; принцип теоретизации содержания, понимаемый автором как формирование у ребенка умений выделять существенное, выстраивать умозаключения, сомневаться, доказывать.