Принципы целостности и конструктивизма в экологическом образовании дошкольников

20 Июл 2014, Автор: admin

Принцип целостности. В психологии и педагогике доказано, что развитие личности ребенка происходит системно и целостно (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, В.Н. Мясищев).

Для того чтобы обеспечить целостное развитие личности дошкольника, программа должна содействовать формированию базисных структур личности (сознания, деятельности, отношения) ребенка.

Этот принцип отражает также целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы. Сам процесс работы с детьми в дошкольном учреждении должен строиться с учетом целостного подхода (экологическое сознание человека основывается на понимании целостности природы. Для раскрытия этой идеи, одной из наиболее значимых в экологическом образовании, необходимо показать детям взаимосвязи, сложившиеся в природе на любом ее уровне: организм, живое – среда, экосистема. Необходимо разъяснить, что сохранение сложившихся связей – важное условие жизнеспособности живых систем, а нарушение ее целостности влечет за собой негативные экологические последствия для живого).

Принцип конструктивизма. По мнению Н.Ф. Виноградовой, Н.А. Рыжовой, в современных детских садах существует тенденция строить экологическое образование на негативном опыте. У детей формируются сначала представления о неправильном поведении в природе, в сознании фиксируется отрицательное отношение к флоре и фауне. Это ни в коей мере не учитывает особенности дошкольников: эмоциональной восприимчивости, подражательности, непосредственности поведения.

Опора на положительное становится условием воспитания у ребенка эмпатических чувств – способности к пониманию эмоциональных состояний других живых существ и сопереживание им. Основой эмпатического чувства детей в этом случае является феномен децентрации – способность встать на позицию другого, понять его, «влезть в его шкуру», увидеть ситуацию чужими глазами.

Поэтому используя отрицательные факты влияния человека на объекты природы, воспитатель обязан показать ребенку положительный пример или возможность изменения ситуации.