Роль регионального органа управления образованием в решении муниципальных проблем по предоставлению детскому населению доступного и качественного дошкольного образования

06 Ноя 2016, Автор: admin

Главной целью модернизационных изменений в области дошкольного образования является реализация конституционного права каждого ребенка на доступное и качественное дошкольное образование, которое обеспечивает равные стартовые условия при поступлении ребенка в школу и является базисом дальнейшего школьного обучения. Отмечая значимость дошкольного образования как ценного ресурса государства, Всемирная конференция ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста (27-29 сентября 2010 г., Москва) одновременно подчеркивает необходимость увеличения значения государства в поддержке и обеспечении качества предоставляемых дошкольных услуг. Эта цель определена как важный приоритет государственной образовательной политики на ближайшую перспективу.

Проблема общедоступности качественного дошкольного образования многогранна и, как показывает анализ, в большинстве регионов типична: в городах и районных центрах наблюдается дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях, а в сельской местности – их избыток; недостаточно развивается сеть учреждений и групп, предназначенных для оздоровления и коррекции развития детей; качество и набор услуг, предоставляемых дошкольными учреждениями, не в полной мере отвечают требованиям родителей; семейные формы дошкольного образования требуют квалифицированного социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения как муниципальных органов управления, так и дошкольных образовательных учреждений; непривлекательность системы дошкольного образования ведет к оттоку высококвалифицированных работников; несовершенство законодательной базы не позволяет в полной мере оказывать поддержку муниципальным органам управления образованием со стороны региона.

В комплекс мер по ликвидации очередности в дошкольные образовательные учреждения, разрабатываемый муниципальным органом управления образованием, могут быть включены следующие мероприятия: создание новых дошкольных мест путем перепрофилирования помещений действующих муниципальных дошкольных образовательных учреждений, создание новых дошкольных групп на базе муниципальных общеобразовательных учреждений, строительство и реконструкция зданий детских садов, развитие негосударственного сегмента дошкольного образования, развитие вариативных форм дошкольного образования, оптимизация сети муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования.

В процессе реализации комплекса мер по созданию условий для достижения ребенком дошкольного возраста адекватного уровня развития можно выделить следующие аспекты проблемы в деятельности регионального и муниципальных органов управления образованием:

1. Законодательный аспект. В системе дошкольного образования региона наблюдается правовое разделение полномочий: обеспечение прав детей на получение дошкольного образования относится к компетенции регионального органа управления образованием, а предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного образования – ответственность муниципальных образований региона. Увеличение государственных функций и ответственности в сфере дошкольного образования и законодательный аспект распределения полномочий субъектов Российской Федерации и муниципального уровня управления образованием определяют противоречия современной практики эффективного управления региональной системой дошкольного образования.

2. Теоретико-методологический аспект. Здесь главной проблемой является процесс идентификации современного статуса дошкольного образования, определение основных положений о структуре и особенностях новой, современной системы дошкольного образования на муниципальном и региональном уровнях управления, ориентированных не на состояние образования, а на изменяющиеся образовательные потребности всех его участников; выработка принципов эффективного внешнего (со стороны субъекта Российской Федерации) и внутреннего (внутри муниципального образования) управления дошкольным образованием, соответствующих современному пониманию дошкольного образования, отвечающего запросам постиндустриального, информационного общества.

3. Экономический аспект. Обязательства муниципальных образований по финансированию мероприятий: по созданию новых дошкольных мест (строительство и реконструкция зданий дошкольных образовательных учреждений; проведение капитального ремонта зданий, возвращенных в муниципальную систему дошкольного образования; ремонт помещений муниципальных школ для размещения дошкольных групп; финансирование вариативных форм дошкольного образования, оплаты труда работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений) и отсутствие прямых полномочий субъекта РФ по финансированию сложившейся в регионе системы дошкольного образования через выделение субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, как они выделяются на муниципальные: общеобразовательные учреждения (подпункт 6.1. статьи 29 Закона РФ «Об образовании») затрудняют выполнение муниципалитетами задачи по предоставлению общедоступного дошкольного образования. Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ и Закон РФ «Об образовании» в современной редакции позволяют оказывать региональную поддержку местным бюджетам на исполнение полномочий в сфере дошкольного образования, но такая помощь носит необязательный, фрагментарный характер.

4. Статистический аспект. В настоящее время требует создания и повсеместного внедрения в практику работы региональных и муниципальных органов управления образованием программных и технических разработок, позволяющих применять статистический метод управления в решении задач учета детей, получающих услуги дошкольного образования и нуждающихся в них («электронная очередь»); оказывать государственную (муниципальную) услугу по приему заявлений от родителей (законных представителей), постановке на учет и зачислению в государственный (муниципальный) детский сад.

5. Информационно-технологический аспект. Важным преимуществом муниципальных органов управления образованием, рассчитывающих на поддержку регионального центра в вопросах предоставления общедоступных и качественных услуг дошкольных образовательных учреждений, является наличие муниципальной целевой программы развития (модернизации) дошкольного образования, целевые показатели которой соотносятся с целевыми показателями аналогичной региональной программы. Решение основных проблем повышения доступности и качества современного дошкольного образования требует технологической модернизации регионально-муниципальной образовательной инфраструктуры: обеспечения всеобщей доступности участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) к электронным образовательным ресурсам нового поколения, внедрения дистанционных технологий домашнего образования детей и родительского просвещения, подготовки и переподготовки специалистов. Таким образом, неразвитость технико-технологических условий препятствует использованию муниципальными органами управления образованием ресурсов, которыми располагает региональный уровень управления.

Региональный орган управления образованием является связующим звеном системы образования любого субъекта Российской Федерации, который наряду с обеспечением функционирования подведомственных ему учреждений осуществляет важную функцию по разработке и реализации государственной образовательной политики в сфере дошкольного образования. Несмотря на указанные проблемы, региональный орган управления образованием выполняет ряд других важных функций, позволяющих в современных условиях развития российской образовательной системы реализовать муниципальным органам управления образованием свои полномочия по предоставлению детскому населению общедоступного и качественного дошкольного образования:

— осуществляет стратегическое планирование развития системы дошкольного образования региона, которое основывается на признании права каждого гражданина на общедоступное и бесплатное дошкольное образование;

— моделирует на основе стратегических ориентиров региональной долгосрочной целевой программы развития дошкольного образования и локальных образовательных проектов;

— определяет приоритетные мероприятия по созданию на всей территории региона условий для достижения ребенком дошкольного возраста адекватного уровня развития;

— выступает экспертом в оценке муниципальных моделей дошкольного образования,

направленных на полное удовлетворение населения конкретного муниципального образования в услугах дошкольного образования;

— обеспечивает равный доступ муниципальных органов управления образованием к разработке мероприятий региональной программы развития образования и к ее ресурсам;

— осуществляет поддержку и сопровождение муниципальных органов управления образованием в зависимости от уровня проблемы доступности и качества дошкольного образования в каждом конкретном муниципальном образовании и уровня их бюджетной обеспеченности, а также осуществляет разработку нормативной правовой базы, позволяющей обеспечить такую поддержку со стороны региона;

— создает резерв для открытия новых дошкольных групп (мест) на базе государственных образовательных учреждений различного типа и вида, находящихся в ведении регионального органа управления образованием;

— обеспечивает транспортную доступность участников дошкольного образовательного процесса, в том числе путем создания государственного учреждения «Школьный автобус»;

— организует сетевое взаимодействие муниципальных органов управления образованием и межрегиональное взаимодействие по проблеме доступности качественного дошкольного образования, в том числе в ситуациях экспорта и импорта услуг дошкольного образования;

— обеспечивает наряду с муниципальными органами управления образованием информационную доступность и открытость мероприятий по решению проблемы доступности качественного дошкольного образования в регионе.

.

О.И. Домме

Опубликовано: Инновационные механизмы обеспечения и развития доступного качественного дошкольного образования в муниципальных образовательных системах: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2012. – С. 7-9.