Социально-профессиональная мобильность современного воспитателя ДОУ. Статья 5.
25 Май 2013, Автор: adminПо научно-исследовательским материалам О.Г. Чеховских (Педагогика и жизнь: международный сборник научных трудов / под ред. проф. О.И. Кирикова. — Выпуск 8. — Воронеж: ВГПУ, 2008. — С. 300-308).
Качество социально-педагогической деятельности зависит от того, как развивается педагог, и связано с устойчивостью направленности на сферу деятельности. Одним из основных факторов овладения профессиональными знаниями и умениями является мотивация, которая формирует интерес обучаемого к предмету, побуждает его к учению. Формирование мотивации связано с эмоциональными процессами.
Под мотивом понимают интерес к какому-либо процессу. Различают внутреннюю и внешнюю мотивацию. К внутренним мотивам можно отнести: личностное развитие (расширение мировоззрения и развитие способностей); познавательный интерес; специально-деловой интерес. Из внешних мотивов наиболее значимы утилитарно-формальные: ради свидетельства, диплома, необходимого для прохождения аттестации, получения вознаграждения, льгот и т.д.; выражение личных претензий, амбиций, акцентов (быть первым, достичь высокого результата, общения, обратить на себя внимание и т.д.); избегание наказания (лишение премии, перевод на более низкий разряд и т.д.).
Н.В. Немова пишет: «Мотивация не оказывает прямого, непосредственного влияния на качество работы, так как, кроме мотивации, оно ещё зависит от способностей. Но она влияет на старания, ответственность, на те усилия, которые человек готов затрачивать. Мотивированный работник трудиться с удовольствием, интересом, не считаясь со временем. Способный, но не мотивированный пассивен, работает «от и до».
Мотивация появляется у человека в связи с собственной, то есть субъективной, оценкой полезности тех положительных последствий, которые он может получить в результате своей деятельности: оценки степени ценности самих результатов работы; оценки вероятности достижения положительных результатов; оценки тех усилий и средств, которые предстоит затратить на обучение; оценки возможных отрицательных последствий в случае остановки в профессиональном развитии; оценки возможности удовлетворить свои потребности, каким- либо иным путём, без повышения квалификации и участия в методической работе.
Чтобы педагог был мотивирован на профессиональное развитие, он должен быть уверен: в качестве обучения, в возможности решить, таким образом, свои профессиональные проблемы.
С точки зрения социально-экономической, основной функцией социально-профессиональной мобильности педагогических кадров можно назвать установлен и г соответствия между необходимой (в плане общественной потребности) и фактической структурой подготовки педагогических кадров. Общественные и личностный потребности, формирующиеся в сфере профессиональной деятельности, с рождением новых потребностей связаны с динамикой профессиональной деятельности и преобразованием мотивации труда, то есть с постоянно меняющимися взаимоотношениями человека и его работы. В связи с этим можно говорить о необходимости создания условий для формирования социально-профессиональной мобильности как черты личности воспитателя дошкольного образовательного учреждения, которая выступает, с одной стороны, как социальный механизм, устраняющий или «смягчающий» недостаток в повышении квалификации кадров с общепедагогической ориентацией, которая в свою очередь повышает качество профессиональной педагогической деятельности.
Формами повышения квалификации воспитателя ДОУ могут являться самообразование, методическая работа и курсы повышения квалификации.
Работа по самообразованию — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога. Как процесс овладения знаниями, самообразование тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью: у воспитателя развивается умение самостоятельно организовать свою деятельность по приобретению новых знаний
Методическая работа в ДОУ представляет собой систему взаимосвязанных мер, направленных на формирование профессиональной компетентности каждого педагога, развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса. Формами методической работы могут быть педагогические советы, проведение семинаров, конференций, обзоры и аннотирование различных педагогических изданий, тренинги профессионального роста, проведение деловых игр, фестивали педагогического творчества, подготовка методических материалов, презентации.
Повышение квалификации — вид дополнительного профессионального образования по обновлению и углублению полученных ранее знаний, совершенствованию практических умений, связанных с профессиональной деятельностью. Повышение квалификации, способствующее формированию профессиональной мобильности, может проходить в различных формах. Их выбор определяется как самим воспитателем, так и потребностью учреждения, а также рекомендацией руководителя. Целью повышения квалификации является создание условий для осознания воспитателями причин затруднений в профессиональной деятельности.
Таким образом, социально-профессиональная мобильность воспитателя ДОУ является ключевым показателем развития дошкольного учреждения в целом, так как сама среда ДОУ формирует педагогический состав. Социально-профессиональная активность воспитателя является следствием хоре ню развитой профессиональной среды дошкольного учреждения. Однако для формирования профессиональной компетентности воспитателей ДОУ необходимо организация обучения педагогов, которое может проходить через самообучение, методическую работу и курсы повышения квалификации.
.
Порой бывает нелегко выбрать подарок даже хорошо знакомому человеку. Ведь хочется чтобы подарок порадовал получателя, был нужным и действительно интересным. Хорошим решением проблемы может стать подарочный сертификат. Посмотрите по ссылке, какие возможны варианты подарочных сертификатов, как их приобрести и на что потратить.