Социально-профессиональная мобильность современного воспитателя ДОУ. Статья 5.

25 Май 2013, Автор: admin

По научно-исследовательским материалам О.Г. Чеховских (Педагогика и жизнь: международный сборник научных трудов / под ред. проф. О.И. Кирикова. — Выпуск 8. — Воронеж: ВГПУ, 2008. — С. 300-308).

Качество социально-педагогической деятельности зависит от того, как раз­вивается педагог, и связано с устойчивостью направленности на сферу деятель­ности. Одним из основных факторов овладения профессиональными знаниями и умениями является мотивация, которая формирует интерес обучаемого к предмету, побуждает его к учению. Формирование мотивации связано с эмо­циональными процессами.

Под мотивом понимают интерес к какому-либо процессу. Различают внут­реннюю и внешнюю мотивацию. К внутренним мотивам можно отнести: лич­ностное развитие (расширение мировоззрения и развитие способностей); позна­вательный интерес; специально-деловой интерес. Из внешних мотивов наибо­лее значимы утилитарно-формальные: ради свидетельства, диплома, необходи­мого для прохождения аттестации, получения вознаграждения, льгот и т.д.; вы­ражение личных претензий, амбиций, акцентов (быть первым, достичь высоко­го результата, общения, обратить на себя внимание и т.д.); избегание наказания (лишение премии, перевод на более низкий разряд и т.д.).

Н.В. Немова пишет: «Мотивация не оказывает прямого, непосредственного влияния на качество работы, так как, кроме мотивации, оно ещё зависит от спо­собностей. Но она влияет на старания, ответственность, на те усилия, которые человек готов затрачивать. Мотивированный работник трудиться с удовольст­вием, интересом, не считаясь со временем. Способный, но не мотивированный пассивен, работает «от и до».

Мотивация появляется у человека в связи с собственной, то есть субъектив­ной, оценкой полезности тех положительных последствий, которые он может получить в результате своей деятельности: оценки степени ценности самих ре­зультатов работы; оценки вероятности достижения положительных результа­тов; оценки тех усилий и средств, которые предстоит затратить на обучение; оценки возможных отрицательных последствий в случае остановки в профес­сиональном развитии; оценки возможности удовлетворить свои потребности, каким- либо иным путём, без повышения квалификации и участия в методиче­ской работе.

Чтобы педагог был мотивирован на профессиональное развитие, он должен быть уверен: в качестве обучения, в возможности решить, таким образом, свои профессиональные проблемы.

С точки зрения социально-экономической, основной функцией социально-профессиональной мобильности педагогических кадров можно назвать уста­новлен и г соответствия между необходимой (в плане общественной потребно­сти) и фактической структурой подготовки педагогических кадров. Обществен­ные и личностный потребности, формирующиеся в сфере профессиональной деятельности, с рождением новых потребностей связаны с динамикой профес­сиональной деятельности и преобразованием мотивации труда, то есть с посто­янно меняющимися взаимоотношениями человека и его работы. В связи с этим можно говорить о необходимости создания условий для формирования соци­ально-профессиональной мобильности как черты личности воспитателя дошко­льного образовательного учреждения, которая выступает, с одной стороны, как социальный механизм, устраняющий или «смягчающий» недостаток в повыше­нии квалификации кадров с общепедагогической ориентацией, которая в свою очередь повышает качество профессиональной педагогической деятельности.

Формами повышения квалификации воспитателя ДОУ могут являться само­образование, методическая работа и курсы повышения квалификации.

Работа по самообразованию — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога. Как процесс овладения знаниями, самообразование тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью: у воспитателя развивается умение самостоятельно организовать свою деятельность по приобретению но­вых знаний

Методическая работа в ДОУ представляет собой систему взаимосвязанных мер, направленных на формирование профессиональной компетентности каж­дого педагога, развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса. Формами методической работы могут быть педагогические советы, проведение семинаров, конференций, обзоры и аннотирование различных педагогических изданий, тренинги профессионального роста, проведение деловых игр, фести­вали педагогического творчества, подготовка методических материалов, пре­зентации.

Повышение квалификации — вид дополнительного профессионального обра­зования по обновлению и углублению полученных ранее знаний, совершенст­вованию практических умений, связанных с профессиональной деятельностью. Повышение квалификации, способствующее формированию профессиональной мобильности, может проходить в различных формах. Их выбор определяется как самим воспитателем, так и потребностью учреждения, а также рекомендацией руководителя. Целью повышения квалификации является создание усло­вий для осознания воспитателями причин затруднений в профессиональной деятельности.

Таким образом, социально-профессиональная мобильность воспитателя ДОУ является ключевым показателем развития дошкольного учреждения в це­лом, так как сама среда ДОУ формирует педагогический состав. Социально-профессиональная активность воспитателя является следствием хоре ню разви­той профессиональной среды дошкольного учреждения. Однако для формиро­вания профессиональной компетентности воспитателей ДОУ необходимо орга­низация обучения педагогов, которое может проходить через самообучение, ме­тодическую работу и курсы повышения квалификации.

.

Порой бывает нелегко выбрать подарок даже хорошо знакомому человеку. Ведь хочется чтобы подарок порадовал получателя, был нужным и действительно интересным. Хорошим решением проблемы может стать подарочный сертификат. Посмотрите по ссылке, какие возможны варианты подарочных сертификатов, как их приобрести и на что потратить.