Строительно-конструктивные игры как средство ознакомления дошкольников с природой

20 Сен 2014, Автор: admin

Строительно-конструктивные игры («Экологический конструктор», «Экологические кубики», «Мастерская Лесовичка», «Экоград» и др.) связаны с моделированием, художественным творчеством, ручным трудом и предусматривают создание каких либо предметов (моделей). У детей формируются представления об освоении новых территорий, проектировании городов, машин в соответствии с природоохранными требованиями. Конструирование может выступать этапом подготовки других игр: изготовление предметов реквизита к играм-драматизациям или моделирование реальных и фантастических средств к играм-путешествиям. Из снега, глины, песка, бумаги, пластилина дошкольники могут создавать модели природных объектов; из камешков, опавших веточек, листьев, кусочков коры и другого природного материала – модели различных природных сообществ (море, водоем, лес, парк, огород и пр.), другие поделки.

Уточнить знания о свойствах глины поможет практическая деятельность детей. Чаще привлекайте их к изготовлению различных предметов, необходимых для игр. Например, в каждой группе детского сада есть наборы самодельных «продуктов» для игры в «Магазин». Играют дети вяло, без интереса, поскольку игра бедна по содержанию. Попробуйте соединить игру в «Магазин» с игрой в «Пекарню», в ходе которой дети слепят из глины булочки, баранки, батоны, буханки, печенье и т.д.

Познакомьте детей с изготовлением глиняной посуды, а затем заинтересуйте игрой в «гончарную мастерскую». Или предложите детям организовать мастерскую по изготовлению сувениров. Дошкольники с увлечением лепят глиняные игрушки по образцу дымковских, филимоновских или каргопольских, вазочки, кружки и т.д. А потом откройте «магазин» сувениров. Можно объявить конкурс на оформление витрины «магазина», ввести правила для «продавцов» и «покупателей». Покупателю предложите не просто назвать сувенир, который он хотел бы приобрести, а описать его, составить о нем загадку. Продавцу можно поинтересоваться, для чего он покупает сувенир, дать совет, как с ним надо обращаться.

В подобных играх дошкольники знакомятся со свойствами материалов естественного и искусственного происхождения, с видами профессиональной деятельности человека, учатся видеть целостность и красоту окружающего мира, строить гармоничное взаимодействие с окружающей социоприродной средой.

.

Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.