Управление ДОУ: помощь молодым воспитателям

01 Май 2013, Автор: admin

Помощь молодым воспитателямСтановление молодых воспитателей — процесс сложный и длительный. Первые дни работы молодого воспитателя самые трудные. Немаловажное значение имеет первоначальное впечатление, которое производит на детей их новый воспитатель. Если он теряется, проявляет нерешительность, пасует перед малейшей неудачей, то дети чутко улавливают это и управлять ими становится нелегко. «Не владеет группой», говорят о таком воспитателе. Глубоко переживает молодой специалист свои неудачи и даже, случается, ставит под сомнение свою профессиональную пригодность.

Как организовать помощь молодым воспитателям? Прежде всего, необходимо направить его в ту группу, где работает опытный, знающий, любящий детей и свое дело педагог. Лучшая помощь — показать воспитателю, как надо работать с детьми. Никакие советы, рассказы, объяснения не помогут так, как показ.

Вот у молодого воспитателя не ладится с организацией самостоятельной деятельности детей. Ребята не знают, чем заняться, а педагог не может установить дисциплину и порядок в группе. Методист или заведующий детским садом выясняют причину такого поведения детей: если ребята шалят от безделья, то необходимо срочно найти им занятие по душе. В такой ситуации старший воспитатель показывает воспитателю как организовать соответствующие условия для разнообразной деятельности ребят, содействовать вовлечению их в игры, занятия. Тактично, не нарушая их замыслов, помогает осуществить индивидуальный подход к детям — советует, объясняет, помогает тем, кто затрудняется и готов оставить дело на полпути, учит ребят организовывать свою деятельность, подготовив все необходимые материалы заранее; помогает найти партнера для игры… Такой наглядный пример помогает воспитателю правильно организовать деятельность ребят.

К каждому молодому специалисту необходимо прикрепить наставника — опытного и хорошего воспитателя, чтобы начинающий воспитатель мог получить консультацию и помощь в работе.

Путь молодого специалиста к профессиональному мастерству не легок. Вот почему обязанность старшего воспитателя ориентировать молодого педагога на овладение передовыми методами и приемами работы, на постоянное пополнение своих знаний прививать вкус к постижению секретов воспитания.

С первого дня старший воспитатель учит молодого педагога внимательно присматриваться к детям, вслушиваться в их суждения, изучать поведение. Ведь найти ключик к сердцу каждого ребенка возможно лишь в том случае, если знаешь, что собою представляет ребенок, чем интересуется, чем живет, что радует его, как относятся к нему сверстники. Профессиональное мастерство педагога начинается тогда, когда он научится понимать ребенка, его особенности, мотивы поступков, интересы, когда будет внимателен и чуток к каждому, сможет приободрить, приласкать, создать такую обстановку в группе, в которой дети чувствуют себя как дома.

Важно дружелюбно встретить и принять молодого специалиста в свой коллектив, помочь «войти» в профессию и полюбить ее. От отношения старших товарищей к первым шагам молодежи, от всего стиля работы дошкольного учреждения многое зависит, и в первую очередь — полюбит ли молодой воспитатель свою работу, поймет ли в полной мере, доверие, которое ему оказывают, поручая воспитание маленьких граждан.

Воспитатель, особенно молодой, испытывает потребность в своевременной, справедливой оценке своего труда. Нередко работу воспитателя оценивают только по внешним признакам. Спокойно в группе — значит все в порядке. А что за этим скрывается? Главное ведь не внешняя дисциплина, а то, сумел ли педагог воспитать ребят вежливыми, научил ли с уважением относиться к окружающим, вовремя оказывать помощь близким и всем кто в ней нуждается.

Похвала поднимает настроение, стимулирует деятельность, вселяет уверенность, повышает интерес к делу.

В коллективах, где опора на положительное в личности воспитателя сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, дружеской взаимопомощи, творческой инициативы. В таких условиях начинающий воспитатель быстро и безболезненно выходит в педагогический коллектив.

Профессиональные качества во многом зависят от индивидуальности воспитателя, особенностей его характера, темперамента. Существует мнение, что подлинным мастером-воспитателем может стать лишь талантливый человек с определенным предрасположением к педагогической деятельности. При этом ссылаются на утверждение М.И. Калинина о том, что учительская работа — одна из самых трудных работ, что учителем надо родиться.

По данным исследований психолога Н.В. Кузьминой, по-настоящему талантливых учителей не более 12%, основная масса — это мастера, сумевшие хорошо овладеть приемами обучения и воспитания.

Дети есть дети. Они, как известно, могут иногда и покапризничать и пошалить. Поэтому толерантность, выдержка и самообладание — повседневная норма в работе воспитателя.

Без любви к детям воспитатель немыслим. На этом единодушно сходились все великие люди разных времен. «Детей должны воспитывать, люди, — говорил М. Горький, которые по природе своей тяготеют к этому делу, требующему великой любви к ребятишкам и великого терпения».

Эту же мысль неоднократно высказывал и замечательный советский педагог В.А. Сухомлинский. По его словам, научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам. Это удивительное чувство возникает и развивается только в процессе общения с малышами.

Настоящая любовь к детям проявляет у воспитателя такие высокие качества души, как самоотверженность и готовность к полной самоотдаче. Не случайно В.А. Сухомлинский считая: чтобы стать настоящим воспитателем, надо отдать детям свое сердце!

По материалам Н.П. Мишиной, г. Тольятти (Педагогические инновации в дошкольном и начальном образовании: Сборник статей Региональной научно-практической конференции (25-26 апреля 2008г. г. Тобольск). — Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2008. — С. 105-108).