Здоровьесберегающая среда для детей дошкольного возраста с нарушениями речи

05 Ноя 2016, Автор: admin

Комплексные исследования показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с признаками отклонения здоровья. В этой связи наиболее актуальны вопросы по формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья детского населения. Особо значимо решение данного вопроса для детей имеющих отклонения в морфофункциональном и / или психологическом развитии, в частности, детей с нарушениями речи. Согласно данным ряда авторов развитие детей с нарушениями речевого развития детей зачастую протекает по закономерностям дизонтогенеза, имеет сочетанную патологию соматических заболеваний и функциональных нарушений организма, что приводит к появлению признаков психической патологии, дисфункции, нерезких нарушений социальной адаптированности.

Поэтому своевременное формирование компетенции здоровьсбережения выступает необходимым условием сохранения и укрепления здоровья, а также фактором успешной социализации и психофизиологической адаптации детей.

Как известно уровень сформированности речи детей дошкольного возраста выступает в качестве важного показателя готовности детей к школьному обучению, т.к. для успешного усвоения знаний и развития логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности необходим достаточный уровень сформированности связной речи.

По мнению Р.Е. Левина под нарушением речи понимается отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны они проявляются как в особенностях работы дыхательной системы (нарушение дыхания, голосообразования, артикуляционных движений), локомоторных дисфункциях (нарушения общей и мелкой моторики; расторможенность и заторможенность мышечного напряжения; задержка в развитии основных физических качеств: силы, скорости, ловкости; нарушение темпо ритмической организации движений), психофизиологических показателей (повышенная утомляемость; неустойчивость внимания; расстройство памяти (особенно слуховой); несформированность мышления; задержка развития воображения) и др.

В связи с вышеизложенным, здоровьесберегающая среда у дошкольников с нарушениями речи ориентирована на применение оздоровительно-корректирующих мероприятий, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, песочную терапию, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику, проблемно — игровые (игротренинги и игротерапия) и коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, технологии воздействия цветом; технологии коррекции поведения, сказкотерапия и т.п. А так же другие здоровьесберегающие технологий, таких как, технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-логопедической работы (способствующие развитию объема легких, формированию груднобрюшного типа дыхания с последующим развитием речевого дыхания, развитие «ручной умелости», развитию слухового внимания, зрительной памяти, формированию слоговой структуры слова, стимулирующим работоспособность коры головного мозга и развитие мышления ребенка), а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно, формируют личность ребёнка в целом, снижают заболеваемость и приобщают их к здоровому образу жизни.

.

Гавриш М.А.

Опубликовано: Новая наука: опыт, традиции, инновации: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (12 октября 2016 г., г. Омск). / в 2 ч. Ч.1 – Стерлитамак: АМИ, 2016. – С. 24-26.