Шкалы для комплексной оценки качества образования в ДОО

17 Мар 2018, Автор: admin

Дошкольное образование остро нуждается в детальной расшифровке современного понимания качества, в изменении профессиональной позиции работников дошкольных образовательных организаций. Важным становится детальное уточнение того, что свидетельствует о высоком уровне качества, в изменении профессиональной позиции работников дошкольных образовательных организаций. Один из ключей к решению этой проблемы — развивающая оценка качества образования, которая поможет не только получить обратную связь, но и станет стимулом для совершенствования. «Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях» (ECERS) это инструмент, который ориентирован на те же ценности, что и ФГОС ДО, и конкретизирует требования стандарта.

Шкалы ECERS-R (Early Childhood Environment Rating Scale) представляют собой инструмент оценки образовательной среды детского сада.

Под «образовательной средой» создатели ECERS понимают совокупность компонентов:

  • предметно-пространственный (организацию пространства, пространство и его обустройство, в том числе для детей с ОВЗ: мебель, обстановка, оборудование и пр. — все то, что в ФГОС ДО именуется «предметно-пространственной средой»),
  • коммуникативный (взаимодействие разных участников образовательного процесса (детей и педагогов, педагогов и родителей, администрации и педагогов), характер взаимодействия детей и взрослых, способы установления дисциплины, а также отношения в де­тской группе и взрослых между собой),
  • организационно-педагогический (виды детской активности в течение дня, их структурирование: распорядок дня, соотношение регламентированной и свободной деятельностей, создание условий для обеспечения требований к кадрам, для вовлечения родителей в сотрудничество,),
  • присмотр и уход за детьми (организация питания, организация сна/отдыха, оценка безопасности на территории и в помещении ДОО)

Таким образом, показатели ECERS охватывают весь спектр условий, в которых оказывается ребенок в детском саду.

Всего шкала включает 43 параметра, по каждому из них можно получить от 1 до 7 баллов, причем тщательно прописаны индикаторы признаков, по которым наблюдатель может четко определить, какой именно балл им соответствует. Это делает шкалу высоко надежной, а качественную оценку детского сада – максимально объективной.

Анализ пунктов шкалы показывает, что оценка качества среды, проводимая с помо­щью ECERS, позволяет ответить на следующие вопросы:

  • Насколько среда создает условия для эмоционального благополучия ребенка?
  • Насколько дети активны в процессе обучения? Насколько созданы условия для сти­мулирования детского любознательности и учения?
  • Насколько соблюдается баланс между действиями, инициированными взрослыми и самими детьми?
  • Насколько среда способствует развитию творческого и критического мышления детей?

Шкала предусматривает заполнение бланков на основе наблюдения, в процессе которого эксперт ставит отметку о наличии или отсутствии элемента среды (индикатора). Эксперт собирает информацию с уровня фактов, на основании которых формируется общая оценка качества среды.

Шкалы ECERS позволяют наблюдателю занять экспертную позицию и отличать более качественные образовательные условия среды от менее качественных.

Шкалы могут быть использованы как для независимой оценки качества образования в детском саду, так и для самооценки.

У этого инструмента несколько преимуществ.

  • Во-первых, трудно найти другую подобную шкалу, которая была бы так сфокусирована именно на оценке образовательной среды, а не на оценке индивидуальных особенностей детей или педагогов. Она не оценивает по отдельности среду, взаимодействие или детскую игру, но сконструирована таким образом, что отчетливо виден именно образовательный аспект событий, происшедших в детском саду в течение дня. (Например, при оценивании среды по такому параметру, как «еда, приемы пищи», используются, конечно, индикаторы санитарных и иных норм – качество еды, чистота и пр. – но самые высокие баллы по этому параметру «зарабатывают» дети, которые сами сервируют стол; педагоги, которые завтракают и обедают вместе с детьми, да еще ведут в это время с ними разговоры «об интересных для детей событиях дня». – прим. Ольги Шиян). Поэтому можно сказать, что этот инструмент позволяет интегративно оценить качество образовательной среды в целом, а не отдельные ее элементы.

При этом шкала ECERS имеет очень ясные педагогические приоритеты. Многие индикаторы фиксируют, насколько поддерживается детская инициатива, насколько ребенок имеет возможность активно участвовать в принятии важных решений. Разумеется, детская свобода не означает, что ребенок предоставлен сам себе, что педагог полностью делегирует ответственность детям. Но это означает, что ребенок может повлиять на события, которые происходят в течение дня, что педагог действует гибко и может отказаться от заранее им запланированного в пользу того, что предложат дети. Свобода для ребенка – это и свобода сказать «нет», когда он не хочет чем-то заниматься. Все эти моменты ECERS позволяет оценить.

  • Вторая важная особенность ECERS – ее надежность: все индикаторы прописаны очень ясно, поэтому все, кто использует инструмент или результаты оценки, понимают, о чем именно идет речь. Например, что если какой-либо элемент среды не наблюдаем: книги в комнате есть, но педагог ни разу не читал детям за время наблюдения, то индикатор «чтение детям» не будет зачтен: нет необходимости догадываться, допускать — регистрируется только то, что наблюдается. Поскольку в ECERS семибалльная шкала по каждому параметру и подробно прописано, за что даются 1, 3, 5 или 7 баллов, получается очень ясная картина того, что означает полученный балл.  Баллы указывают не только на количество условий, но и на качество, уровень среды. Так, если предметные условия (кубики, книги, места для уединения и пр.) есть в наличии, группа уже может рассчитывать на получение трех баллов, но вот получение высоких баллов (5-7) возможно только в том случае, если среда выходит на новый уровень: не только предметы есть, но они доступны детям, созданы условия для их самостоятельного и творческого использования детьми. Именно такая конструкция шкалы позволяет оценивать среду с точки зрения ее развивающего потенциала: возможности для детей совершать самостоятельные пробы, готовность взрослых поддерживать активность детей, способность детей к переносу — к использованию освоенных умений в свободной активности.

Объективность показателей шкал ECERS достаточно высока, так как оценка по каждому показателю складывается из суммы наблюдаемых элементов среды (индикаторов). В итоге после проведения оценки можно сравнить разные образовательные учреждения по качеству среды, которую они создают для детей.

  • Благодаря этому шкала ECERS может использоваться на разных уровнях: для внешней оценки образовательного учреждения, руководителями для проведения исследований и принятия управленческих решений, детским садом для рефлексии и постановки целей для команды, и для оценки педагогами собственной работы.

Эффективнее всего будет если совмещать внешнюю оценку эксперта и самооценку педагогов: педагоги начинают видеть ясные ориентиры для улучшения своей работы.

Обобщая, можно сказать, ECERS ориентирована на ценность среды, создающей усло­вия для эмоционального благополучия детей, а также развития детской активности и произ­вольности, позволяющей активно стартовать в школе.

Это означает, что шкала соответствует тем представлениям о качественном дошколь­ном образовании, которое сформировалось в экспертном образовательном сообществе к началу XXI века [см. Веракса Н.Е., Веракса А.Н., 2011; Шиян О.А., 2008; Шиян О.А., 2013; Шмис Т.Г., 2013; Pramling Samuelsson I., Sheridan S. Williams P., 2006].

Ценностная направленность ECERS соответствует требованиям ФГОС ДО: речь идет о создании условий для воспитания активного и компетентного ребенка, любознательного и умеющего продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ориентация на оценку качества образования по условиям, созданным для ребенка, а не по образовательным результатам, также соответствует требованиям ФГОС ДО.

В 2016 году Оренбургская область приняла участие в лонгитюдном исследовании качества дошкольного образования в Российской Федерации. В исследовании участвовали 9 дошкольных образовательных организаций Оренбургской области, из них 4 городских ДОО, 5 – районных.

Анализируя результаты наблюдения, мы смогли с помощью шкал сформулировать достоверные выводы, разработать рекомендации, в соответствии с которыми педагоги провели реорганизацию образовательной среды.

Полученные результаты возвращают нас к тем представлениям о качестве образования, которые заложены в основу ECERS: это представления о том, что еще в дошкольном возрасте закладываются предпосылки для непрерывного образования (life-long-learning), и что с радостью учиться в школе будет готов тот, кто в дошкольном возрасте получил, прежде всего, опыт инициативного познавательного действия, а не сумму репродуктивно усвоенных знаний в ходе регламентированных взрослым занятий.

Апробация российского варианта шкал ECERS-R проводилась в 2014-2015 году лабораторией развития ребенка Института системных проектов Московского городского педагогического университета (руководитель: к.пс.н. И.Б. Шиян).

Официальное российское издание шкал ECERS-R осуществлено издательством «Национальное образование» (пер. с англ. И.Ю. Облачко, предисловие от издательства В.К. Загвоздкин, предисловие от организаторов апробации Е.Г. Юдина, Т.Г. Шмис, И.Б. Шиян, О.А. Шиян).

Кондракова Елена Викторовна, методист научно-методического центра управления образования администрации города Орска