Художественно-эстетическое развитие детей: обобщение передового педагогического опыта

09 Июн 2013, Автор: admin

обобщение опытаОбобщение передового педагогического опыта по проблеме художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста (МДОБУ «Саракташский детский сад №7 «Чебурашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников» Оренбургской области).

1. Название проблемы: Развитие навыков моделирования у дошкольников 5-7 лет в процессе ознакомления с традициями росписи фаянсовой посуды (Саракташский фаянсовый завод).

2. Условия возникновения проблемы. Производство фаянсовой посуды в нашей области (Саракташский фаянсовый завод) остановлено в конце прошлого века. Уникальные образцы продукции завода в скором времени, станут раритетными. Обращаясь к культурно-историческим событиям малой родины, мы формируем у детей охранно-созидательную позицию. Найти, изучить, сохранить и донести до следующих поколений информацию и образцы культуры должно стать для каждого гражданина долгом.

Организация образовательной деятельности на традициях, исторических событиях, памятниках истории и культуры малой родины помогает ребенку в установлении положительных отношений с миром людей, миром природы, определению собственного места в жизни. У дошкольников формируются представления о культурно-историческом потенциале родного поселка и специфические навыки художественно-творческой продуктивной деятельности (художественная роспись посуды и сувениров).

Поднимая тему утраченного достояния не только родного посёлка, но и всей Оренбургской области, мы способствуем формированию уважительного отношения к истории родного края, пробуждаем чувство признательности и любви к малой родине.

3. Актуальность и перспективность опыта. В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России акцентировано внимание на том, что «в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьник». Школа является социальным институтом, через который проходят все граждане России, и она может обеспечить социокультурную модернизацию общества.

Между тем, процесс духовно-нравственного становления личности ребенка начинается задолго до школы. Возможно, он начинается еще до рождения ребенка, но именно в дошкольном возрасте этот процесс может приобрести устойчивые очертания и стать целенаправленным. Важнейшим условием формирования ценностных ориентиров у дошкольников является осознанное отношение, переживание и оценка объектов окружающей действительности.

Художественно-творческая деятельность обеспечивает ребенку активное взаимодействие с красотой (восприятие, воссоздание или изучение красоты). Специфика изобразительной деятельности заключается в возможности моделирования при помощи полученных технических навыков и умений, элементарных представлений о прикладной росписи «Саракташский фаянс».

Знакомство с продукцией Саракташского фаянсового завода, у детей формирует эстетическое отношение к продуктам деятельности людей. У них вырабатывается умение видеть красоту в обыденном. Дети шире и глубже осваивают историю посёлка, трудовой подвиг людей живущих рядом с ними (производство в годы войны), стремятся выразить свою признательность и уважение к их нелёгкому жизненному пути.

Важным аспектом является также формирование у дошкольников специальных навыков и умений (технические навыки, зрительно-моторная координация), которые впоследствии оказывают влияние на приобретение навыков письма в школе.

4. Теоретическая база опыта. Теоретическими основами формирования у дошкольников навыков и умений декоративной росписи по мотивам росписи саракташской фаянсовой посуды и сувениров являются:

  • — потребность ребенка-дошкольника в рисовании как средстве освоения мира и способе выражения своего отношения к окружающей его действительности;
  • — условность декоративного образа, его нацеленность на типическое, красочность, декоративность, выраженность эмоционального настроя – качества росписи, которые близки и понятны ребенку, присущи его изобразительному творчеству (Н.В. Ермолаева);
  • — соответствие декоративного искусства интересам детей старшего дошкольного возраста. Декоративное рисование дает богатую пищу детскому художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений (Н.П. Сакулина);
  • — включенность декоративного творчества в быт и деятельность детей (Е.А. Флерина). Социальная значимость детской продуктивной деятельность, позитивная оценка художественно-творческой деятельности и ее продуктам;
  • — высокая познавательная активность дошкольников при условии субъект-субъектных отношений в процессе совместной деятельности детей и взрослых (А.И. Савенков).

5. Новизна опыта. Используя декоративно-прикладное искусство близкое нам исторически, мы приобщаем юное поколение к нравственным ценностям, необходимым в наш современный двадцать первый век. Сущность и новизна опыта заключаются в наполнении образовательной деятельности дошкольников региональным содержанием: широкий социальный мир, необычные события и факты из жизни родного поселка осваиваются детьми в познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, в процессе моделирования, коллекционирования и экспериментирования.

6. Ведущая педагогическая идея опыта. 

Историческое своеобразие малой Родины оказывает воздействие на эмоциональную и познавательную активность детей, формируя и совершенствуя общие умственные способности. У ребенка формируются произвольное внимание, определенные волевые качества, дошкольник получает практический опыт по установлению связей между разными видами деятельности. Педагогической идеей является то, что ознакомление с элементами росписи Саракташской посуды, способствует развитию навыков моделирования детей старшего дошкольного возраста.

7. Технология опыта:

  • — разработка проектной деятельности детей дошкольного возраста, организация и проведение образовательной деятельности в проекте (взаимодействие с семьями дошкольников);
  • — сбор информации о производстве и людях, трудившихся на нем; коллекционирование предметов продукции фаянсового завода; создание мини-музея в дошкольном образовательном учреждении;
  • — экскурсии в краеведческий музей п. Саракташ (история фаянсового завода, продукция);
  • — разработка конспектов, организация и проведение непосредственно образовательной деятельности.

8. Результативность опыта:

  • — устойчивый интерес к прошлому, настоящему и будущему родного поселка;
  • — потребность в участии в исследовательской и проектной деятельности по изучению родного края;
  • — общение по поводу фаянсового производства, его развития, профессиях людей, занятых на производстве;
  • — осознание социальной значимости труда людей на производстве (гончаров и художников);
  • — сформированность специальных навыков и умений.

9. Адресная направленность опыта. Программа может быть использована в дошкольных группах детского сада, учреждениях дополнительного образования, для организации художественно-творческой работы детей дошкольного возраста в семье.

10. Условия достижения устойчивых положительных результатов. В условиях осуществления культурно-исторического, системно-деятельностного и гуманитарного подходов; реализации принципов развивающего и воспитывающего обучения, интеграции содержания образовательных областей («Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Музыка»), научной достоверности и практической применимости. Важнейшим условием результативности опыта является реализация содержания программы в двух организационных моделях: совместной деятельности детей и взрослых, самостоятельной деятельности детей в специально организованной развивающей эстетической среде.

.

Выставочные залы Саракташского фаянсового завода открыты для посетителей. Но, собираясь в путешествие, не забудьть подготовить свое транспортное средство. Вот, например, по ссылке http://www.http://autoprotect.com.ua/catalog/motornoe_maslo_avto/elf вы можете выбрать и приобрести замечательное моторное масло, которое будет защищать ваш автомобиль от износа и позволит посетить еще много интересных уголков России.