Развитие творческих способностей дошкольников через стимулирование творческого отношения к действительности
17 Окт 2012, Автор: adminРазвитие творческой личности является приоритетным направлением в образовании и воспитании подрастающего поколения, поскольку творчество — залог прогресса в науке, технике, искусстве и общественной жизни в целом. На сегодняшний день творчество считается одной из наиболее содержательных форм психической активности личности, обеспечивающих успешное выполнение самых разнообразных деятельностей.
Ряд исследователей в области психологии и педагогики включает творчество как важный компонент в структуру одаренности личности (Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин, Дж. Рензулли, А.И. Савенков и др.). По мнению Л.С. Выготского, несмотря на то, что дошкольник еще не способен создать что-то принципиально и общественно ценное, но субъективно для ребенка его творческие попытки, являясь результатом активной работы образного мышления и воображения, определенного волевого действия и эмоционального переживания, вдохновения, имеют большое значение для развития его личности и творчества. В творчестве ребенок создает себя. Однако, в развитии творческих способностей дошкольников особая роль принадлежит и педагогу. Теоретические и экспериментальные исследования по развитию детского творчества позволяют выделить в качестве одной из основных линий педагогической работы с детьми дошкольного возраста формирование у них общего творческого отношения к явлениям окружающей действительности как в плане восприятия и познания этих явлений, так и практического преобразования. Опора на игру как ведущую деятельность дошкольника, игровые мотивы, значимые в этот возрастной период, помогают успешно решать основные педагогические задачи, связанные с развитием творчества. Такой подход помогает программу педагога сделать программой ребенка (Л.С. Выготский). Очень значим при этом стиль деятельности и общения педагога с детьми. В исследовании авторов были выявлены типы воспитателей, различающиеся направленностью на детскую деятельность: гармонический, игровой, художественный, дидактический, формально-прагматический и индифферентный.
С помощью методики «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко, А.И. Кирилловой изучалось воображение их воспитанников — старших дошкольников. Исследование показало: наиболее благоприятными для развития детского воображения являются игровой, гармонический и художественный типы педагогического взаимодействия. Примечательно, что педагоги первых групп (гармонического, игрового и художественного типов) и сами чаще проявляли креативность, творчество в процессе своей профессиональной деятельности. Разнообразны сферы детского творчества. Двигательная — одна из доступных, любимых в дошкольном детстве. Двигательное творчество дошкольника отражает всеобщие формы креативности, «творческости», свойственные человеку в целом, и характеризуется следующими признаками: когнитивными (познавательными) — способностью выделять части в целом, интегрировать из частей целое; проективно-конструк-тивными — способностью создавать, преобразовывать движения, изменять их структуру, корректировать по ходу выполнения двигательного действия; художественно-конструктивными — способностью, умением выражать посредством движения тела свои эмоции, состояния, размышления, создавать двигательные образы; эстетическими — способностью достигать эмоционального подъема и эстетического наслаждения от свободного, артистического выполнения двигательного действия, В числе важных задач педагога, нацеленного на развитие двигательного творчества дошкольника такие, как стимулирование его «аппетита» к самостоятельной творческой двигательной активности, содействие расширению его двигательного «креативного поля», развитие способности и желание творчески использовать приобретенный опыт движений в новой среде, повседневной жизнедеятельности. Разнообразны средства, используемые для решения таких задач (игры, игровые двигательные задания, экспериментирование и др.). Исследование показывает, что эффективным при этом является применение методов двигательной творческой экспрессии, проблемных ситуаций, «развивающего дискомфорта» (B.C. Юркевич). Метод двигательной творческой экспрессии предполагает выражение движениями высказанной взрослым (педагогом, родителем) мысли, идеи, образа, инсценирование сюжета картинки, фотографии (их «оживление»), фрагмента сказки, потешки, ответов на загадки. Большое значение для развития двигательного творчества имеет использование следующих проблемных задач и ситуаций: придумывание движений для необычных ситуаций, поиск аналогов, поиск противоположного движения, поиск вариантов выполняемого движения, решение двигательных парадоксов, типизация и т.д. Проблемные ситуации могут предлагаться детям на физкультурных занятиях, однако еще большую ценность представляет разрешение детьми проблемной ситуации, возникающей в естественных условиях, в повседневной жизнедеятельности. Дошкольный возраст является сензитивным периодом и для развития одаренности, творчества в художественных видах деятельности. Этому способствуют: «чуткость к образно-эмоциональным воздействиям», «реактивность на непосредственные впечатления, доставляемые органами чувств», «преобладание у детей данного возраста первой сигнальной системы над второй» (Н.С. Лейтес), образная память, богатство воображения, особое «эстетическое отношение к жизни» (А.А. Мелик-Пащаев). Среди художественных видов деятельности важная роль отводится музыкальной деятельности. А.А. Леонтьев подчеркивал, что музыка как вид искусства является «зеркалом человеческой души», отражающим человека лучше, чем он есть в данный момент, показывающим, каким он может стать, раскрывающим то в его личности, о чем он сам, быть может, и не знает. Музыка является дополнительным средством общения людей. Человеком, погружающим ребенка в мир музыки и приобщающим его к музыкальной культуре с целью развития музыкальных способностей и творчества, является музыкальный руководитель дошкольного учреждения, обладающий определенным стилем общения с детьми. Анализ результатов оценочного шкалирования, анкетирования (модификация Е.А. Панько, Е.Л. Гутковской), а также наблюдения с применением видеозаписей по специально разработанной программе, дал нам основание вьщелить четыре основных стиля общения педагогов в зависимости от степени направленности на развитие творчества детей в музыкальной деятельности и преобладания у педагогов прямых или косвенных воздействий по отношению к дошкольникам: репродуктивно-дидактический (условно названный нами «Фундамент»), репродуктивно-игровой («Мяч»), творческо-дидактический («Азбука») и творческо-игровой («Сад»), характеризующиеся как гармонические (ориентацией на руководство всеми видами детской музыкальной деятельности) и негармонические (ориентацией на руководство отдельными видами детской музыкальной деятельности: восприятием музыки, пением, музыкально-ритмической деятельностью).
Авторами было изучено музыкальное творчество воспитанников музыкальных руководителей разных стилей общения с помощью сюжетно-дидактического комплекса «В цирке» Л.С. Ходонович (рисунок). Уровни развития музыкального творчества были выделены нами по критериям Л.С. Ходонович. Из полученных данных стало видно, что уровень музыкального творчества в целом выше у детей, обучаемых педагогами стиля «Сад» и «Азбука». Как показали результаты двухфакторного дисперсионного анализа, различия по данному показателю между воспитанниками четырех основных стилей статистически значимые: F=16,10, p<0,01.
Ярким примером музыкальных руководителей творческо-игрового стиля общения является Е.Р. Ремизовская — заслуженный работник образования Беларуси. Проводимые ею занятия — своеобразный «эпицентр» детского творчества. Разнообразны мотивы музыкальной деятельности ее воспитанников, увлеченности ею, любви к музыкальному руководителю. Воспитанников Елены Романовны привлекает, прежде всего, радость совместного творчества с любимым педагогом («Вместе сочиняем мелодии» (Аня К.), «Ставим оперу. Я тоже там свою песню пою» (Вова В.), «Много придумываем песенок» (Костя К.), возможность самоутвердиться в процессе музыкального творчества («Я раньше была никто, а теперь я — Стрекозка» (Наташа О.)). Развитие творческих способностей дошкольников средствами музыкальной культуры — в основе разработанной талантливым музыкантом и педагогом системы «Солнышко»; более того, творчество выступает в ней своеобразным значимым механизмом реализации многих задач, связанных с развитием музыкальности детей. Таким образом, большое значение для стимулирования творческого отношения ребенка к действительности имеет творческо-игровой стиль общения музыкального руководителя, способствующий реализации педагогом культуротворческой функции, характерной для современного детства, эвристической структуры личности ребенка в целом, сохранению и укреплению психологического здоровья воспитанников. Не случайно все большее признание в настоящее время получает широкое понимание творчества как взаимодействия, ведущего к развитию человека.
По научно-исследовательским материалам Е.А. Панько, Е.В. Бондарчука, В.Н. Шебеко