Развитие творческих способностей дошкольников через стимулирование творческого отношения к действительности

17 Окт 2012, Автор: admin

Развитие творческой личности является приоритетным направле­нием в образовании и воспитании подрастающего поколения, поскольку творчество — залог прогресса в науке, технике, искусстве и обществен­ной жизни в целом. На сегодняшний день творчество считается одной из наиболее содержательных форм психической активности лич­ности, обеспечивающих успешное выполнение самых разнообразных де­ятельностей.

Ряд исследователей в области психологии и педагогики включа­ет творчество как важный компонент в структуру одаренности личнос­ти (Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин, Дж. Рензулли, А.И. Савенков и др.). По мнению Л.С. Выготского, несмотря на то, что дошкольник еще не способен создать что-то принципиально и общественно ценное, но субъ­ективно для ребенка его творческие попытки, являясь результатом актив­ной работы образного мышления и воображения, определенного волевого действия и эмоционального переживания, вдохновения, имеют большое значение для развития его личности и творчества. В творчестве ребенок создает себя. Однако, в развитии творческих способностей дошкольников особая роль принадлежит и педагогу. Теоретические и экспериментальные исследования по развитию детского творчества позволяют выделить в качестве одной из основных линий педагогической работы с детьми дошкольного возраста форми­рование у них общего творческого отношения к явлениям окружающей действительности как в плане восприятия и познания этих явлений, так и практического преобразования. Опора на игру как ведущую деятельность дошкольника, игровые мотивы, значимые в этот возрастной период, помогают успешно решать основные педагогические задачи, свя­занные с развитием творчества. Такой подход помогает программу педаго­га сделать программой ребенка (Л.С. Выготский). Очень значим при этом стиль деятельности и общения педагога с детьми. В исследовании авторов были выявлены типы воспитателей, различающиеся направленностью на детскую деятельность: гармонический, игровой, художественный, дидак­тический, формально-прагматический и индифферентный.

С помощью методики «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко, А.И. Кирилловой изучалось воображение их воспитанников — старших дошкольников. Исследование показало: наиболее благоприятными для развития детского воображения являются игровой, гармонический и художественный типы педагогического взаимодействия. Примечательно, что педагоги первых групп (гармонического, игрового и художественного типов) и сами чаще проявляли креативность, творчество в процессе своей профессиональной деятельности. Разнообразны сферы детского творчества. Двигательная — одна из доступных, любимых в дошкольном детстве. Двига­тельное творчество дошкольника отражает всеобщие формы креативности, «творческости», свойственные человеку в целом, и характеризуется следу­ющими признаками: когнитивными (познавательными) — способностью вы­делять части в целом, интегрировать из частей целое; проективно-конструк-тивными — способностью создавать, преобразовывать движения, изменять их структуру, корректировать по ходу выполнения двигательного действия; художественно-конструктивными — способностью, умением выражать пос­редством движения тела свои эмоции, состояния, размышления, создавать двигательные образы; эстетическими — способностью достигать эмоцио­нального подъема и эстетического наслаждения от свободного, артистичес­кого выполнения двигательного действия, В числе важных задач педагога, нацеленного на развитие двигательного творчества дошкольника такие, как стимулирование его «аппетита» к самостоятельной творческой двигатель­ной активности, содействие расширению его двигательного «креативного поля», развитие способности и желание творчески использовать приобретен­ный опыт движений в новой среде, повседневной жизнедеятельности. Раз­нообразны средства, используемые для решения таких задач (игры, игровые двигательные задания, экспериментирование и др.). Исследование показывает, что эффективным при этом является применение методов дви­гательной творческой экспрессии, проблемных ситуаций, «развивающего дискомфорта» (B.C. Юркевич). Метод двигательной творческой экспрессии предполагает выражение движениями высказанной взрослым (педагогом, родителем) мысли, идеи, образа, инсценирование сюжета картинки, фото­графии (их «оживление»), фрагмента сказки, потешки, ответов на загадки. Большое значение для развития двигательного творчества имеет использо­вание следующих проблемных задач и ситуаций: придумывание движений для необычных ситуаций, поиск аналогов, поиск противоположного движе­ния, поиск вариантов выполняемого движения, решение двигательных па­радоксов, типизация и т.д. Проблемные ситуации могут предлагаться детям на физкультурных занятиях, однако еще большую ценность представляет разрешение детьми проблемной ситуации, возникающей в естественных ус­ловиях, в повседневной жизнедеятельности. Дошкольный возраст является сензитивным периодом и для развития одаренности, творчества в художес­твенных видах деятельности. Этому способствуют: «чуткость к образно-эмоциональным воздействиям», «реактивность на непосредственные впе­чатления, доставляемые органами чувств», «преобладание у детей данного возраста первой сигнальной системы над второй» (Н.С. Лейтес), образная память, богатство воображения, особое «эстетическое отношение к жизни» (А.А. Мелик-Пащаев). Среди художественных видов деятельности важная роль отводится музыкальной деятельности. А.А. Леонтьев подчеркивал, что музыка как вид искусства является «зеркалом человеческой души», от­ражающим человека лучше, чем он есть в данный момент, показывающим, каким он может стать, раскрывающим то в его личности, о чем он сам, быть может, и не знает. Музыка является дополнительным средством общения людей. Человеком, погружающим ребенка в мир музыки и приобщающим его к музыкальной культуре с целью развития музыкальных способностей и творчества, является музыкальный руководитель дошкольного учрежде­ния, обладающий определенным стилем общения с детьми. Анализ резуль­татов оценочного шкалирования, анкетирования (модификация Е.А. Панько, Е.Л. Гутковской), а также наблюдения с применением видеозаписей по специально разработанной программе, дал нам основание вьщелить четыре основных стиля общения педагогов в зависимости от степени направлен­ности на развитие творчества детей в музыкальной деятельности и преоб­ладания у педагогов прямых или косвенных воздействий по отношению к дошкольникам: репродуктивно-дидактический (условно названный нами «Фундамент»), репродуктивно-игровой («Мяч»), творческо-дидактический («Азбука») и творческо-игровой («Сад»), характеризующиеся как гармони­ческие (ориентацией на руководство всеми видами детской музыкальной деятельности) и негармонические (ориентацией на руководство отдельны­ми видами детской музыкальной деятельности: восприятием музыки, пени­ем, музыкально-ритмической деятельностью).

Авторами было изучено музыкальное творчество воспитанников музыкаль­ных руководителей разных стилей общения с помощью сюжетно-дидактического комплекса «В цирке» Л.С. Ходонович (рисунок). Уровни развития музыкального творчества были выделены нами по критериям Л.С. Ходонович. Из полученных данных стало видно, что уровень музыкально­го творчества в целом выше у детей, обучаемых педагогами стиля «Сад» и «Азбука». Как показали результаты двухфакторного дисперсионного анали­за, различия по данному показателю между воспитанниками четырех основ­ных стилей статистически значимые: F=16,10, p<0,01.

Ярким примером музыкальных руководителей творческо-игрового стиля общения является Е.Р. Ремизовская — заслуженный работник обра­зования Беларуси. Проводимые ею занятия — своеобразный «эпицентр» детского творчества. Разнообразны мотивы музыкальной деятельности ее воспитанников, увлеченности ею, любви к музыкальному руководите­лю. Воспитанников Елены Романовны привлекает, прежде всего, радость совместного творчества с любимым педагогом («Вместе сочиняем мело­дии» (Аня К.), «Ставим оперу. Я тоже там свою песню пою» (Вова В.), «Много придумываем песенок» (Костя К.), возможность самоутвердиться в процессе музыкального творчества («Я раньше была никто, а теперь я — Стрекозка» (Наташа О.)). Развитие творческих способностей дошкольников средствами музыкальной культуры — в основе разработанной талантливым музыкантом и педагогом системы «Солнышко»; более того, творчество выступает в ней своеобразным значимым механизмом реализации мно­гих задач, связанных с развитием музыкальности детей. Таким образом, большое значение для стимулирования творческого отношения ребенка к действительности имеет творческо-игровой стиль общения музыкального руководителя, способствующий реализации педагогом культуротворческой функции, характерной для современного детства, эвристичес­кой структуры личности ребенка в целом, сохранению и укрепле­нию психологического здоровья воспитанников. Не случайно все большее признание в настоящее время получает широкое понимание творчества как взаимодействия, ведущего к развитию человека.

По научно-исследовательским материалам  Е.А. Панько, Е.В. Бондарчука, В.Н. Шебеко