Организация здоровьесберегающего пространства в дошкольной образовательной организации

12 Фев 2019, Автор: admin

Слайд 2.

В образовательном пространстве дошкольной организации необходимо оптимальное соотношение между реализацией функций образовательного процесса и здоровьесбережения, поскольку с одной стороны, ставится цель подготовки ребенка к школе, а с другой стороны – нерациональная организация работы в данном направлении может создавать определенную угрозу для здоровья детей.

Итак, что должен предпринять детский сад, чтобы не допустить подобной ситуации и обеспечить становление культуры здоровья участников образовательных отношений?

Слайд 3.

Важным фактором становится осознание сути здоровья, согласно которой в построении оздоровительно-развивающей работы в детском саду акцент делается на укреплении здоровья воспитанников в совокупности всех его компонентов (физического, психического, социального, нравственного).

Слайд 4.

В связи с этим встает вопрос о компетентности современного педагога детского сада в вопросах здоровьесбережения воспитанников и сегодня задача руководителя дошкольной образовательной организации, инструктора по физической культуре, деятельности методических объединений – вооружить педагогов необходимыми знаниями в данном направлении, чтобы педагоги могли не только проводить физкультурные занятия и элементарные закаливающие процедуры, но и понимали, как и за счет чего обеспечивается профилактика психоэмоционального напряжения и психогигиена ребенка; что из себя представляет эмоциональная саморегуляция и как обучить ее приемам дошкольника; что такое социальное и нравственное здоровье, каковы их связи с физическим и психическим.

Но самое главное – педагоги должны знать, как воспитать в ребенке потребность в здоровом образе жизни, обеспечить становление у него позиции созидателя в отношении собственного здоровья и здоровья окружающих и как при этом привлечь родителей воспитанников к данной деятельности.

Важным направлением в работе является здоровьесбережение и здоровьеобогащение самих педагогов. Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.

Слайд 5.

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта.

Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка; привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.

Для поддержки семьи в вопросе формирования ЗОЖ может быть организован в дошкольном учреждении родительский клуб. Клуб можно рассматривать как модель групповой консультативной работы с родителями. Ведущей целью деятельности детско-родительского клуба является сохранение психологического и физического здоровья детей и родителей и гармонизация внутрисемейных отношений.

Для формирования ЗОЖ используются встречи с родителями в форме семейных гостиных и творческих вечеров: родители получают возможность приобрести практические навыки, принять участие в диалоге, получить положительные эмоции.

Проведение Дней открытых дверей – также одна из эффективных групповых форм работы с родителями.

Физкультурные досуги, праздники, развлечения являются радостными событиями в жизни детей. Они позволяют продемонстрировать привычки ЗОЖ, двигательные навыки и психофизические качества ребенка.

Слайд 6.

Важным компонентомздоровьесберегающего пространства детского сада является РППС. Ее совершенствование заключается в оснащении физкультурных уголков групп, оборудовании физкультурного зала, спортивной площадки на территории детского сада, создании стендов для детей и родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

Для оснащения физкультурных уголков приобретается разнообразное оборудование: спортивный инвентарь для тренировки основных двигательных действий, мотивации двигательной активности детей, тренажеры. Также создается нетрадиционное спортивное оборудование совместно с детьми и их родителями.

Не стоит забывать, что современные дети – это дети информационного века. Поэтому в развивающую предметно-пространственную среду должны быть включены: информационная техника и современные экранные продукты, близкие и понятные детям (мультипликационные сериал «Смешарики» (цикл «Азбука здоровья»), «Маша и Медведь», «Фиксики»). В предметно-пространственную среду включаются современные электронные цифровые устройства (телефон, планшет, компьютер), обосновывается их влияние на здоровье человека.

Слайд 7-13

Научно-методический компонентсовершенствуется за счет обновления методической базы новинками учебно-методической литературы, как печатной, так и электронной.

Должны быть не только закуплены учебно-методические и методические пособия, но и систематизированы и оформлены собственные разработки педагогов (картотеки игр, конспекты и сценарии, сборники гимнастик разных видов и содержания, презентации, иллюстративный материал, видеозаписи и т.п.).

Также по данной теме может быть сформирована подборка научных и методических ресурсов из электронных библиотечных систем сети Интернет.

Существенную помощь в работе могут оказать вебинары известных авторов, которые сегодня в большом количестве и зачастую бесплатно представлены на официальных сайтах различных издательств.

Приобретенные пособия и систематизированные разработки станут основой для конструирования и реализации ОП ДО.

Слайд 14.

Одним из самых значимых является совершенствование мотивационного компонента, который для педагогов достигается обеспечением возможности проявить себя, реализовать свое творческое видение обозначенной проблемы.

Такую возможность в образовательном процессе предоставляет часть ОП ДО, формируемая участниками образовательных отношений. Здесь можно проявить творческую инициативу и создать очень интересные разработки.

Здесь важно помнить, что разработанные в рамках обозначенной проблемы программы должны выходить за рамки профилактики заболеваний, воспитания гигиенических навыков и закаливания. В программе должен быть сделан акцент на укрепление индивидуальных и социальных ресурсов ребенка, его положительной «Я‑концепции». Важно обратить внимание на такие аспекты формирования ценностного отношения к здоровью, как отношения с близкими людьми, отношение к результатам какой-либо деятельности и ее влияние на здоровье, отношение к стрессу и нагрузкам, неудачам и разочарованиям в повседневной жизни.

Исходя из компонентов ценностного отношения к здоровью (мотивационного, когнитивного, деятельностного) в программе могут быть определены следующие модули: «Я хочу быть здоровым», «Я знаю свое здоровье», «Я делаю себя здоровым».

Обратите на это самое пристальное внимание! ХОЧУ – ЗНАЮ – МОГУ

Слайд 15.

В отношении детей мотивационный компонент обеспечивается в первую очередь удовлетворением биологической потребности в движениях.

Известно, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность. Однако в ДОУ её значение как фактора, стимулирующего резервные возможности физического, функционального, двигательного и психического развития детей, учитывается недостаточно.

Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Явно недостаточно внимания уделяется самостоятельной двигательной деятельности ребёнка.

И тут мы снова возвращаемся к вопросу организации РППС.

Особую роль для укрепления здоровья ребёнка, его всестороннего психического и физического развития, а также для реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей и стимулирования познавательной и творческой активности играет построение такой развивающей предметной и двигательной среды, которая должна соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого и «зоне ближайшего развития» самого сильного ребёнка в группе.

Наряду с заводскими пособиями целесообразно использовать оборудование из бросового материала (разные массажёры, дорожки для ходьбы и бега, устройства для развития ловкости, координации и др.). Это оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре. Кроме того, оно может позволить обойтись без существенных материальных затрат, что весьма важно в условиях недостаточного финансирования дошкольных учреждений.

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно, является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры.

Для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в группе, на веранде необходимо создавать так называемые полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.)

В дверных проёмах можно укрепить тренажёр «Попади в кольцо», на полу яркой изолентой сделать разметку для игры в «Классики».

Желательно организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариативных игр.

Кроме того, в группе хорошо иметь картотеку разнообразных игр, движений, упражнений, состоящую из карточек, на которых схематически изображены обще развивающие игры, основные виды движений, элементы гимнастики, фрагменты эстафет и подвижных игр.

Работа с карточками может помочь детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, научит их организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам.

Критерием подготовки детей к самостоятельной организации двигательного досуга является их умение выполнять игровые движения, схематично обозначенные на карточках. Так, соединяя карточки, дети, например, составляют вариант игры-эстафеты и проигрывают её сначала мысленно, психологически готовя себя к предстоящему соревнованию.

Для повышения интереса к движениям можно продумать обозначения-значки («серебряный», «бронзовый», «золотой») и обозначить показатели этих нормативов (например, для получения «серебряного» значка необходимо отжаться 7-10 раз, а для «золотого» – 10-20 раз). Размещаются карточки-нормативы на каждого ребёнка на наборном полотне в группе. После выполнения заданий на прогулке, в свободной игровой деятельности дети под руководством воспитателя дети режут полоски соответствующего цвета и укрепляют их на своей карточке.

Для повышения заинтересованности детей в улучшении результатов в беге, прыжках, метании и других видов деятельности целесообразно оформить «Доску чемпионов» с фотографиями воспитанников «Лучший бегун», «Лучший прыгун», фотомонтаж (выполнение детьми различных упражнений), выпуск стенгазеты «Папа, мама, я – спортивная семья».

В группе необходимо собрать библиотеку книг о спорте, различные журналы, открытки.

Углублению знаний о физической культуре может способствовать решение детьми кроссвордов, собирание разрезных картинок с изображением знакомого вида спорта, спортивного инвентаря.

Все перечисленные выше факторы способствуют формированию у детей знаний о здоровом образе жизни и потребности в движениях.

Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.

Слайд 16.

Итогом проделанной работы станет достижение целевых ориентиров дошкольного образования.

В заключении хотелось бы еще раз отметить, что основным субъектом образовательного процесса в детском саду является ребенок, а главная ценность – его здоровье. Каждый участник образовательных отношений должен помнить об этом и выстраивать свою деятельность в первую очередь в интересах ребенка. Образование будет выполнять функции укрепления здоровья подрастающего поколения только в том случае, если здоровью будут учить не на словах, а на деле. Оно станет образом жизни для детей только тогда, когда взрослые будут демонстрировать его в своей жизнедеятельности и станут для ребенка образцом здоровьесозидающего поведения. Грамотно управляя процессом здоровьесбережения и сохранения здоровьесберегающей среды, мы сможем достичь этой цели.