Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста средствами ОТСМ — ТРИЗ — РТВ
10 Окт 2012, Автор: adminДля современного дошкольного образования характерны два процесса: во-первых, пересмотр целей и задач работы с детьми, характера отношений с ними; во-вторых, принцип организации жизни, воспитания и образования, как педагогов, так и детей. На взгляд педагогического коллектива детского сада № 453 г. Челябинска, коренное изменение системы работы с дошкольниками заключается в формировании творческого мышления и обучении способам обработки информации.
Цель нашей работы: создание системы целенаправленного воздействия на основе адаптированных методов общей теории сильного мышления (ОТСМ), теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и методов развития воображения (РТВ), обеспечивающих оптимальное развитие .мышления и речи дошкольников. Творческое мышление связано с воображением, поэтому, целенаправленно воздействуя на формирование творческого мышления и на развитие воображения, можно существенно повысить интеллектуальное развитие дошкольников и, как следствие, более качественно развить речь ребёнка.
Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста будет возможно, если:
• совместная деятельность педагогов и детей будет направлена на развитие творческого мышления с помощью методов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ;
• будет разработано предметное содержание процесса развития творческого мышления и речи, который будет носить системный характер;
• разработка путей, методов и средств развития творческого мышления будет соответствовать возрастным особенностям детей.
Совместно с Т.А. Сидорчук (зав. кафедрой педагогических технологий Ульяновского профессионального социально-педагогического колледжа № 1, сертифицированного специалиста международной ассоциации ТРИЗ, к.п.н.) нами разработана программа и содержание спецкурса по подготовке воспитателей к использованию ОТСМ-ТРИЗ-РТВ — технологии в работе с дошкольниками.
Мы считаем, что создание системы целенаправленного воздействия на основе адаптированных методов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ поможет получить следующие педагогические результаты:
• дети освоят умения составлять описательные рассказы оценочного характера;
• у детей будут сформированы умения выстраивать классификации по заданному признаку;
• будут сформированы основы системного мышления, дети освоят умения составлять рассказы-рассуждения;
• составлять творческие рассказы по картине, самостоятельно придумывать сказки, рифмовки, загадки, метафоры.
В работе по познавательно-речевому развитию детей средствами ОТСМ-ТРИЗ-РТВ участвовали все педагогические работники ДОУ: воспитатели, специалисты. Каждому педагогу была определена индивидуальная тема поисково-исследовательской экспериментальной работы (ПИЭР). Пользуясь базовыми алгоритмами, педагоги разрабатывали перспективные планы, собственные конспекты, создавали картотеки игр.
Поисково-исследовательская экспериментальная работа проводилась поэтапно.
Первый этап включал в себя:
• выбор педагогом индивидуальной темы поисково-исследовательской экспериментальной работы (ПИЭР);
• обсуждение и утверждение индивидуальных программ на научно-практическом заседании МДОУ;
• изучение литературы;
• прохождение стажировки на базе экспериментальных площадок других городов.
Второй этап включал в себя:
• первичный срез итогов поисковой деятельности педагогов МДОУ;
• коррекцию индивидуальных планов ПИЭР.
• формы обобщения итогов исследовательских работ;
• формулировку проблемы дальнейшего исследования.
Наряду с индивидуальными ПИЭР, методическая служба организовывала следующие формы работы с педагогами: консультации, семинары-практикумы, тренинги, индивидуальные собеседования. Внедрение в работу ДОУ средств ОТСМ-ТРИЗ-РТВ эффективно сказалось не только на развитии мышления и речи детей, но и способствовало повышению педагогического мастерства каждого педагога и деятельности коллектива в целом.
И.Ю. Матюшина, Е.Н. Зиновьева