Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста средствами ОТСМ — ТРИЗ — РТВ

10 Окт 2012, Автор: admin

Для современного дошкольного образования характерны два про­цесса: во-первых, пересмотр целей и задач работы с детьми, характера отношений с ними; во-вторых, принцип организации жизни, воспитания и образования, как педагогов, так и детей. На взгляд педагогического кол­лектива детского сада № 453 г. Челябинска, коренное изменение системы работы с дошкольниками заключается в формировании творческого мыш­ления и обучении способам обработки информации.

Цель нашей работы: создание системы целенаправленного воздейс­твия на основе адаптированных методов общей теории сильного мышле­ния (ОТСМ), теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и методов развития воображения (РТВ), обеспечивающих оптимальное развитие .мышления и речи дошкольников. Творческое мышление связано с вооб­ражением, поэтому, целенаправленно воздействуя на формирование твор­ческого мышления и на развитие воображения, можно существенно по­высить интеллектуальное развитие дошкольников и, как следствие, более качественно развить речь ребёнка.

Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста будет воз­можно, если:

• совместная деятельность педагогов и детей будет направлена на развитие творческого мышления с помощью методов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ;
• будет разработано предметное содержание процесса развития твор­ческого мышления и речи, который будет носить системный характер;
• разработка путей, методов и средств развития творческого мышле­ния будет соответствовать возрастным особенностям детей.

Совместно с Т.А. Сидорчук (зав. кафедрой педагогических техно­логий Ульяновского профессионального социально-педагогического колледжа № 1, сертифицированного специалиста международной ассоциа­ции ТРИЗ, к.п.н.) нами разработана программа и содержание спецкурса по подготовке воспитателей к использованию ОТСМ-ТРИЗ-РТВ — техно­логии в работе с дошкольниками.

Мы считаем, что создание системы целенаправленного воздействия на основе адаптированных методов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ поможет получить следующие педагогические результаты:

• у детей будут сформированы основы диалектического мышления;
• дети освоят умения составлять описательные рассказы оценочного характера;
• у детей будут сформированы умения выстраивать классификации по заданному признаку;
• будут сформированы основы системного мышления, дети освоят умения составлять рассказы-рассуждения;
• научатся решать творческие задачи различных типов;
• составлять творческие рассказы по картине, самостоятельно при­думывать сказки, рифмовки, загадки, метафоры.

В работе по познавательно-речевому развитию детей средствами ОТСМ-ТРИЗ-РТВ участвовали все педагогические работники ДОУ: воспитатели, специалисты. Каждому педагогу была определена индивидуальная тема поисково-исследовательской экспериментальной работы (ПИЭР). Поль­зуясь базовыми алгоритмами, педагоги разрабатывали перспективные планы, собственные конспекты, создавали картотеки игр.

Поисково-исследовательская экспериментальная работа проводи­лась поэтапно.

Первый этап включал в себя:

• выбор педагогом индивидуальной темы поисково-исследователь­ской экспериментальной работы (ПИЭР);
• обсуждение и утверждение индивидуальных программ на научно-практическом заседании МДОУ;

• изучение литературы;
• прохождение стажировки на базе экспериментальных площадок других городов.

Второй этап включал в себя:

• организацию психолого-педагогической диагностики;
• первичный срез итогов поисковой деятельности педагогов МДОУ;
• коррекцию индивидуальных планов ПИЭР.
Третий этан включал в себя:

• формы обобщения итогов исследовательских работ;
• формулировку проблемы дальнейшего исследования.

Наряду с индивидуальными ПИЭР, методическая служба организо­вывала следующие формы работы с педагогами: консультации, семинары-практикумы, тренинги, индивидуальные собеседования. Внедрение в ра­боту ДОУ средств ОТСМ-ТРИЗ-РТВ эффективно сказалось не только на развитии мышления и речи детей, но и способствовало повышению педаго­гического мастерства каждого педагога и деятельности коллектива в целом.

И.Ю. Матюшина, Е.Н. Зиновьева