Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста в культурно-антропологических практиках
19 Дек 2012, Автор: adminПутем теоретических изысканий была исследована проблема формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста, в результате чего выделили несколько важных критериев:
— определенный уровень, фиксирующий развитие активности ребенка;
— непосредственно общение;
— необходимость в новых впечатлениях.
Каждый этот фактор, в общем, влияет на становление процесса активности ребенка на разных этапах его жизни.
Некоторые не могут понять истинного значения слова познавательная активность. На самом деле это понятие максимально отражает характеристики, играющие роль в образовательной деятельности, проводящейся с детьми. В свое время Г.И. Щукина предложила отдельное определение данному понятию, которое рассматривается как некоторое личностное образование, выражающееся в отклике интеллектуального характера во время познавания процесса окружающего мира.
Литература проблему познавательной активности у детей трактует другим образом и делает акцент на том, что все сводится лишь к мотивации познавания мира и отражается в неких способах формирования личности ребенка дошкольного возраста. Педагогическая практика определила в этом направлении свою цель — создать проект, который бы помог разобраться в развитии познавательной активности детей путем экспериментирования.
Вследствие этого коллектив педагогов составил некий план работы, направленный на решение определенных задач, среди которых:
— выявить интерес у старших дошкольников к занятиям более детского характера, и, возможно, даже путем экспериментирования;
— сделать компетентность воспитателей в этих вопросах более обширной с помощью экспериментирования;
— разобраться в принципе работы педагогического коллектива, которая направлена на ведение образовательного процесса;
— сделать предметно-развивающую среду более богатой, дабы повысить познавательную активность дошкольников.
В результате эмпирического наблюдения и путем аналитической деятельности педагоги, участвующие в эксперименте, отметили, что большинство детей младшего, а также старшего дошкольного возраста отдают предпочтение продуктивным видам деятельности, связанным с освоением окружающего мира. Т.е. дети взаимодействуют с окружающим миром разными способами, но отдают предпочтение любымим игровым центрам, которые будут занимать их продолжительное время. Таким образом, первой стадией развития познавательного интереса является любопытство и выбор лишь предпочтительных видов деятельности.
В свою очередь, любознательность сопровождается наличием интереса, вызывающего у детей дошкольного возраста довольно сильные эмоции, такие как удивление, удовлетворенность или радость познания. Именно на этом этапе формируется устойчивая познавательная деятельность дошкольников, которая ярко проявила себя в процессе экспериментирования, в частности, с предметами окружающего мира.