Роль семьи в духовном воспитании детей дошкольного возраста

10 Ноя 2012, Автор: admin

Фундамент личности человека закладывается в дошкольном воз­расте. В.Т. Кудрявцевым обосновано понимание детства как социо­культурного феномена, определяющего во многом будущее человечества, обуславливающего темпы и качество развития цивилизации за счет фор­мирования у ребенка в специфически детских видах деятельности фун­дамента общих творческих способностей. Следовательно, особое место должна занять воспитательная работа с детьми 3-7 лет.

Решение столь важной и сложной проблемы современности, как оптимизация духовно-творческого воспитания дошкольников, немысли­мо без обращения к богатейшему отечественному и зарубежному опыту духовного воспитания детей, накопленному в истории, без возрождения идей духовного воспитания в теориях и практике величайших гуманистов «первого детства», таких как Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.В. Фребель, М. Монтессори, К.Д. Ушинский, А.И. Сикорский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель, В.В. Зеньковский и др.

Семья всегда признавалась ведущим фактором духовного воспита­ния детей. Все великие педагоги отмечали, что первые впечатления, по­лучаемые ребенком в семье, служат нередко единственным источником чувств и мыслей в том возрасте, когда ребенок наиболее восприимчив. Это самая ранняя и влиятельная пища, которой питается дух человеческий. Именно в семье под воздействием родителей, их поведения ребенок учится любить одно и отвергать другое, привыкает к труду или празднос­ти, усваивает первые уроки нравственности, понятия о добре и зле.

Поскольку основную часть контингента факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии составляют девушки, мы счита­ем крайне важной их подготовку к осознанному родительству, к осущест­влению ими в дальнейшем основных воспитательных функций.

На занятиях по спецкурсу «Основы духовного воспитания детей дошкольного возраста» мы обсуждаем с ними современные проблемы охраны материнства и детства, рассуждаем о миссии матери, которая заключается не только в воспитании, взращивании юного сознания, но и в безусыпном покровительстве. Мать предвидит и отводит многие опасности, грозящие ее ребенку. Поэтому особая роль в духовно-нравственном становлении ребенка принадлежит женщине как жизнедательнице и воспитательнице. Я.А. Коменский подчеркивал, что мать сама должна быть кормилицей, с молоком матери ребенок впитывает первые высшие думы.

В процессе изучения материалов спецкурса мы обращаемся к ис­тории педагогической мысли. В частности, В.Г. Белинский отмечал, что «женщина — мать по призванию, по душе и по крови… Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери: всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба или своекорыстна в сравнении с нею!». Обсуждали со студентами идеи Я. Корчака из его бессмертного труда «Как любить ребенка», где он писал: «Часто можно встретить мнение, что материнс­тво облагораживает женщину, что лишь как мать она созревает духовно. Да, материнство ставит огненными буквами вопросы, охватывающие все стороны внешнего и внутреннего мира…». Таким образом, именно воздействуя на душу своего ребенка, способствуя ее развитию и преоб­ражению, женщина выполняет миссию, возложенную на нее природой: взращивание лучших ростков в ребенке, развитие его индивидуальности.

Как и многие другие прогрессивные педагоги прошлого, П.Ф. Каптерев указывал, что «материнская любовь проникает в сердце дитяти, раскрывает его и сеет в нем семена любви к родителям, братьям и сестрам, ко всем людям, она создает основу для позднейших гуманных и широких, благожелательных настроений человека».

Я. Корчак высвечивал основное предназначение женщины. В своих работах он как бы благословлял длинные бессонные ночи, которые требу­ют от матери великого терпения и чуткости, когда она постигает искус­ство проникать во внутренний мир ребенка и понимать его. Он подчер­кивал, «что в эти ночи может родиться дивный союзник, ангел-хранитель ребенка — интуиция материнского сердца, ясновидение, которое состоит из пытливой воли, зоркой мысли, неомраченных чувств».

В ходе совместного обсуждения со студентами наследия педагогов-классиков мы пришли к общему выводу о том, что именно мать закладывает первые зерна сознательной жизни ребенка. Она дает направление и окраску всем его стремлениям и способностям. Но мать, лишенная куль­туры мысли, может способствовать лишь развитию низших проявлений человеческих страстей. Поэтому разумность и образование женщины все­го сильнее будут влиять на раскрытие духовно-творческого потенциала ребенка. В частности, П.Ф. Каптерев, Д.И. Писарев, П.Ф. Лесгафт и др. горячо и настойчиво выступали за педагогическую грамотность и общую культуру матери.

Вместе с тем не стоит умалять роли и других членов семьи, посколь­ку ребенок учится через тонкое, непосредственное и естественное подра­жание. Издревле считалось, что ребенок, как губка, впитывает все хоро­шее и плохое, прекрасное и безобразное, возвышающее и растлевающее юную душу.

Антропософская наука также утверждает, что ребенок — это тонко чувствующий орган, восприимчивый не только к чувственным, но и к мыслительным воздействиям окружающих. Поэтому важно, находясь ря­дом с ребенком, не только не допускать ничего внешне неподобающего, но и в своих мыслях и чувствах быть внутренне чистыми. Ибо ребенок формируется и под влиянием настроений взрослых, их образа мыслей, пе­реживаний.

А.С. Макаренко тоже отмечал влияние духа семьи на становление личности ребенка и подчеркивал: «Не думайте, что вы воспитываете ребен­ка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете, или приказыва­ете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни… Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете».

В наследии Л.Н. Толстого главными условиями первоначального духовно-творческого воспитания ребенка в семье являются наличие здо­рового семейного уклада, согласие родителей, взаимное уважение, тесное  общение родителей с детьми, единый подход к делу воспитания, примерное поведение отца и матери, постоянное нравственное самоусовершенс­твование и близость.

Чтобы в воспитании не было перекоса в сторону материнского любвеобилия, необходимо участие отца — человека большой выдержки и твердого характера. По его мнению, «отцы должны твердо запомнить, что участие их в воспитании детей есть также дело, и дело большое, серьез­ное, которому ежедневно нужно посвящать часть своего времени». И сегодня с ростом феминизации новый взгляд на тендерные роли влияет на институт отцовства. Поэтому в современной модели отцовства мужчи­на характеризуется активным участием в воспитании детей, интересом к успехам ребенка и частым общением с ним.

Таким образом, для осуществления духовного воспита­ния детей дошкольного возраста необходима соответствующая подготовка родителей.

Благодаря изучению данного спецкурса студентки — будущие матери осоз­нают, что особая ответственность за духовное воспитание детей дошколь­ного возраста лежит на плечах родителей и, прежде всего, матери, которая благодаря природной тонкости чувств, самопожертвованию, мужеству и терпению оказывает наибольшее воздействие на духовно-творческое раз­витие малыша, способствует его самовыражению, являясь «хранительни­цей домашнего очага».

По научно-исследовательским материалам Н.П. Шабалкиной

.

Пижама Пати предлагает великолепные мужские тапочки от французской компании Изотонер http://pyjama-party.ru/catalog/products/tapochki-muzhskie/. Здесь Вы найдете не только по-настоящему качественные изделия, но еще и стильные, удобные и очень уютные.