Проблемы, связанные с педагогикой свободной игры дошкольников

11 Янв 2015, Автор: admin

Проблема 1. Угасание естественной способности к игре

Все перечисленные выше условия, к которым относится и определенная позиция взрослых, способствуют тому, что творческий внутренний потенциал, скрытый в каждом ребенке и проявляющийся в интенсивной, полной фантазии свободной игре, может раскрыться с надлежащей полнотой в соответствии с индивидуальным своеобразием каждого отдельного ребенка. Однако в последнее время исследователи и педагоги-практики отмечают, что способность детей к спонтанной, свободной и содержательной игре резко убывает. Это отмечается практически во всех детских садах. Это очень тревожный симптом. Многие воспитатели отмечают, что в последние годы резко возросло количество неблагополучных детей, приходящих в группы. Они не способны играть и в их поведении проявляется скованность и агрессивность. Лишь медленно и постепенно они становятся «нормальными детьми». Многие авторы отмечают, что «свободная игра», являющаяся своеобразным символом детства, находится в опасности.

В ситуации, когда дети сами не играют, воспитатель должен взять на себя инициативу и ненавязчиво показать, как можно играть в тот или иной материал. Цель – помочь ребенку раскрыть в себе источник спонтанной фантазии и творчества, подавленный неблагоприятными внешними условиями. Иногда приходится в течение несколько месяцев делать усилия, прежде чем дети в группе начнут самостоятельно играть.

Опыты такой поддержки показывает, что она приносит свои плоды: почувствовав вкус к игре, дети начинают часами увлеченно играть, разворачивая без всякого участия воспитателей интереснейшие сюжеты. Как следствие, не только педагоги, но и родители отмечают, что их дети изменились, стали свободнее и гармоничнее.

Проблема 2. Отсутствие природного игрового материала.

Современные дети в своей повседневной жизни зачастую редко соприкасаются с природными материалами. Такой материал для них непривычен и они не знают, что с ним можно делать. Картина того, что ребенок с развитой фантазией может развернуть свободную игру «из ничего» — палочки, шишки и листочка, хотя в принципе и верна, но это – образ идеального ребенка. В реальности же нередки случаи, когда дети в детском саду не используют материал и корзины с богатым игровым природным материалом стоят неиспользуемыми просто потому, что они не знают, что с этим можно делать.

Задача воспитателя наблюдать за свободной игрой детей в целом, насколько она развита, творчески богата, насколько активен в игре тот или иной ребенок и т.п. Это относится и к использованию материала. Если материал используется в недостаточной степени, воспитатель тактично может показать детям игровые возможности различных материалов, например, используя их в кукольном спектакле (или в другой форме).

Проблема 3. Старшие не принимают в игру малышей

Старшие дети не принимают младших в свободную игру. В условиях разновозрастной группы в свободной игре могут возникать различные социальные ситуации негативного характера. Младшие дети, как правило, хотят принимать участие в играх старших детей, но те не всегда охотно принимают младшего в свою игру. Это может привести к тому, что ребенок глубоко переживает обиду. Особенно тяжело для эмоционально ранимых детей, которые могут перестать любить ходить в детский сад.

Задача воспитателя – принимать во внимание такие ситуации. В разговоре с родителями следует тактично выяснить, любит ли ребенок ходить в детский сад и, если нет, то с какими проблемами это может быть связано. Если это связано с игрой, то воспитатель должен серьезно отнестись к данной проблеме и оказать ребенку эмоциональную поддержку, например, сказав ему эмпатическую реплику,- «Тебе хочется в игру, а они не принимают? Да, это обидно, когда тебя не принимают» и предложить ребенку что-нибудь другое. Ребенок чувствует себя понятым и принятым. Иногда этого бывает достаточно, чтобы он успокоился.

Если группа старших детей замкнулась на себя и не принимают младших и вся ситуация со свободной игрой приняла неблагоприятный характер, воспитатель может взять на себя инициативу и сам предложить игру, в которой могут принимать участие все. Например, при игре в корабль старшие могут быть капитаном, штурманом, средние — матросами, а младшие – мачтами и парусами (они держат платки, изображая паруса и совершенно счастливы).

Проблема 4. Ссоры и драки

Во время свободной игры могут возникнуть ссора, драка или другие формы агрессивного поведения. Воспитатель должен оценить ситуацию и в случае необходимости вмешаться.

Нужно принимать во внимание, что конфликты и ссоры детей в ситуации автономного общения во дворе (без присмотра взрослых) протекают иначе, чем если дети играют в присутствии взрослых. Часто дети сами находят выход и решение проблемы, получая при этом важный социальный опыт. Если же присутствует взрослый, то те же дети ведут себя совсем по-другому, прибегают к помощи взрослого, либо взрослый сам вмешивается по любому поводу. Перед воспитателем стоит задача выработать свой стиль поведения в таких ситуациях. Дети, с одной стороны, должны чувствовать, что воспитатель все видит, с другой стороны, нужно способствовать тому, чтобы конфликты, ссоры и т.д. решались самими детьми.

Представляется целесообразным обсудить с родителями позицию воспитателя по данному вопросу. Для эмоционального благополучия ребенка важно понимание и поддержка со стороны взрослого. Это достигается избеганием оценочных суждений, которые иногда выражаются в завуалированной форме, например, «ты же мужчина, а плачешь» и т.д. Нужно признать за ребенком право испытывать чувства, в том числе обиды и даже агрессию и относиться к чувствам детей с пониманием. В результате сам ребенок научится правильно относиться к своим чувствам и к проблемным ситуациям с другими детьми.