Содержание работы по развитию социальной одаренности дошкольников

02 Окт 2012, Автор: admin

социальная одаренностьСодержание работы с дошкольниками по развитию социальной одаренности, нацеленное на оказание содействия в развитии их коммуникативных способностей и социальной одаренности предусматривает широкое использование, прежде всего, «специфически детских» (А.В. Запорожец) видов деятельности (игровая, художественная, детское экспериментирование, опору на значимые для детей данного возраста мотивы (игровые и др.).

Развитие способностей и одаренности детей в сфере общения в зна­чительной степени определяется педагогом, его взаимодействием с вос­питанниками. Как показывают специальные исследования (в том числе проведенные авторами) наибольшего успеха здесь достигают воспитатели, сами обладающие социальной одаренностью и проявляющие ее. Они от­личаются глубиной понимания партнеров по общению, дальновидностью межличностных отношений, социально-психологической наблюдатель­ностью, способностью «смотреть» на происходящее глазами другого. Это помогает им скорее найти «ключ», отыскать верный путь к другому чело­веку, обрести в нем союзника, единомышленника, предвидеть возможные «трения» между людьми, конфликты, предупредить их (найти эффектив­ный путь решения конфликтной проблемной ситуации в общении).

Соци­альный интеллект такого педагога «обслуживает» не только его общение с детьми и их родителями, коллегами; он проявляется и в педагогической рефлексии, позволяет оценить воспитателю собственные достоинства и недостатки, глубже разобраться в себе, верно определить стратегию и так­тику своего поведения… Развитое эмоциональное мышление социально одаренного педагога способствует зарождению и поддержанию оптимиз­ма, помогает ему вселить уверенность, создать атмосферу доверия, как в системе «воспитатель — ребенок», так и в системах «педагог — родители», «воспитатель — воспитатель».

Выраженность «социального интереса» (А. Адлер), коммуникативных способностей позволяет такому педагогу легко вступить в диадическое общение, проявить с достаточной полнотой и точностью, индивидуальной выразительностью свое отношение к пар­тнеру по общению, вызвать у последнего желание к сотрудничеству. Об­ращает на себя внимание не только ярко выраженная способность таких воспитателей занять во взаимодействии «игровую позицию» (Н.Н. Поддьяков), но и проявляемое при этом «чувство меры» в применении выразительных средств (чтобы созданный образ не напугал детей, не разрушил атмосферу доброжелательности, доверительности).

В числе значимых результатов деятельности социально одаренных педагогов — высокий уровень благополучия взаимоотношений в «детском обществе» (УБВ), высокий коэффициент взаимности (KB более 50%).

Благоприятная социальная среда, микроклимат в группе детского сада, где работает такой воспитатель, стимулирует развитие коммуникативных способностей его воспитанников. Развивая социальную одаренность, ком­муникативные способности, умение находить путь к другому человеку у участников педагогического взаимодействия, мы поможем реализовать в жизни мудрую мысль, высказанную Антуаном де Сент-Экзюпери: «Единс­твенная настоящая роскошь -это роскошь человеческого общения».

По научно-исследовательским материалам  Е.Л. Панько, Н.С. Старжинской, Е.П. Чеснокоеой