Содержание работы по развитию социальной одаренности дошкольников
02 Окт 2012, Автор: adminСодержание работы с дошкольниками по развитию социальной одаренности, нацеленное на оказание содействия в развитии их коммуникативных способностей и социальной одаренности предусматривает широкое использование, прежде всего, «специфически детских» (А.В. Запорожец) видов деятельности (игровая, художественная, детское экспериментирование, опору на значимые для детей данного возраста мотивы (игровые и др.).
Развитие способностей и одаренности детей в сфере общения в значительной степени определяется педагогом, его взаимодействием с воспитанниками. Как показывают специальные исследования (в том числе проведенные авторами) наибольшего успеха здесь достигают воспитатели, сами обладающие социальной одаренностью и проявляющие ее. Они отличаются глубиной понимания партнеров по общению, дальновидностью межличностных отношений, социально-психологической наблюдательностью, способностью «смотреть» на происходящее глазами другого. Это помогает им скорее найти «ключ», отыскать верный путь к другому человеку, обрести в нем союзника, единомышленника, предвидеть возможные «трения» между людьми, конфликты, предупредить их (найти эффективный путь решения конфликтной проблемной ситуации в общении).
Социальный интеллект такого педагога «обслуживает» не только его общение с детьми и их родителями, коллегами; он проявляется и в педагогической рефлексии, позволяет оценить воспитателю собственные достоинства и недостатки, глубже разобраться в себе, верно определить стратегию и тактику своего поведения… Развитое эмоциональное мышление социально одаренного педагога способствует зарождению и поддержанию оптимизма, помогает ему вселить уверенность, создать атмосферу доверия, как в системе «воспитатель — ребенок», так и в системах «педагог — родители», «воспитатель — воспитатель».
Выраженность «социального интереса» (А. Адлер), коммуникативных способностей позволяет такому педагогу легко вступить в диадическое общение, проявить с достаточной полнотой и точностью, индивидуальной выразительностью свое отношение к партнеру по общению, вызвать у последнего желание к сотрудничеству. Обращает на себя внимание не только ярко выраженная способность таких воспитателей занять во взаимодействии «игровую позицию» (Н.Н. Поддьяков), но и проявляемое при этом «чувство меры» в применении выразительных средств (чтобы созданный образ не напугал детей, не разрушил атмосферу доброжелательности, доверительности).
В числе значимых результатов деятельности социально одаренных педагогов — высокий уровень благополучия взаимоотношений в «детском обществе» (УБВ), высокий коэффициент взаимности (KB более 50%).
Благоприятная социальная среда, микроклимат в группе детского сада, где работает такой воспитатель, стимулирует развитие коммуникативных способностей его воспитанников. Развивая социальную одаренность, коммуникативные способности, умение находить путь к другому человеку у участников педагогического взаимодействия, мы поможем реализовать в жизни мудрую мысль, высказанную Антуаном де Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь -это роскошь человеческого общения».
По научно-исследовательским материалам Е.Л. Панько, Н.С. Старжинской, Е.П. Чеснокоеой