Социальная одаренность ребенка дошкольного возраста

29 Сен 2012, Автор: admin

И ранее не обделенная вниманием исследователей проблема ода­ренности, её развития, образования одаренной молодежи в настоящее время приобретает актуальность, вызывает к себе всё больший интерес. Признание особой значимости дошкольного детства в развитии человека учеными разных стран мира (Л.С. Выготский, А. Валлон, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А. Адлер, 3. Фрейд, Д.Б. Эльконин и др.) обуславливает необходимость особого внимания к проблемам одаренных детей, их обра­зованию на самых ранних этапах жизненного пути.

Ученым уже удалось получить ряд ценных данных относительно детской одаренности, про­являемой, прежде всего, в интеллектуальной и художественной сферах (Л.А. Венгер, НА. Ветлугина, О.М. Дьяченко, Н.С. Лейтес, A.M. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев, Н.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, B.C. Юркевич, М. Карне, Дж. Рензулли и др.). Что же касается такого вида одаренности, как социальная (лидерская, коммуникативная), то она остается пока мало исследованной.

Вместе с тем социальная одаренность, под которой все чаще понимается своеобразная «совокупность всех качеств человека, от которых зависит продуктивность общения» (А.А. Бодалев), сегодня в числе наиболее востребованных в разных сферах человеческой деятель­ности. Ведь не секрет: успеха в жизни, материальных благ, известнос­ти достигают далеко не всегда те, у кого высокий уровень интеллекта, а люди, обладающие способностями легко вступать в контакт, устанавли­вать благоприятные межличностные отношения, имеющие лидерские ка­чества. Обладание социальной одаренностью и коммуникативными спо­собностями имеет важное значение для жизнедеятельности человека, его психологического здоровья. Истоки же этого сложного вида одаренности проявляются уже в дошкольном детстве.

По научно-исследовательским материалам  Е.А. Панько, Н.С. Старжинской, Е.П. Чесноковой