Социальная одаренность ребенка дошкольного возраста
29 Сен 2012, Автор: adminИ ранее не обделенная вниманием исследователей проблема одаренности, её развития, образования одаренной молодежи в настоящее время приобретает актуальность, вызывает к себе всё больший интерес. Признание особой значимости дошкольного детства в развитии человека учеными разных стран мира (Л.С. Выготский, А. Валлон, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А. Адлер, 3. Фрейд, Д.Б. Эльконин и др.) обуславливает необходимость особого внимания к проблемам одаренных детей, их образованию на самых ранних этапах жизненного пути.
Ученым уже удалось получить ряд ценных данных относительно детской одаренности, проявляемой, прежде всего, в интеллектуальной и художественной сферах (Л.А. Венгер, НА. Ветлугина, О.М. Дьяченко, Н.С. Лейтес, A.M. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев, Н.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, B.C. Юркевич, М. Карне, Дж. Рензулли и др.). Что же касается такого вида одаренности, как социальная (лидерская, коммуникативная), то она остается пока мало исследованной.
Вместе с тем социальная одаренность, под которой все чаще понимается своеобразная «совокупность всех качеств человека, от которых зависит продуктивность общения» (А.А. Бодалев), сегодня в числе наиболее востребованных в разных сферах человеческой деятельности. Ведь не секрет: успеха в жизни, материальных благ, известности достигают далеко не всегда те, у кого высокий уровень интеллекта, а люди, обладающие способностями легко вступать в контакт, устанавливать благоприятные межличностные отношения, имеющие лидерские качества. Обладание социальной одаренностью и коммуникативными способностями имеет важное значение для жизнедеятельности человека, его психологического здоровья. Истоки же этого сложного вида одаренности проявляются уже в дошкольном детстве.
По научно-исследовательским материалам Е.А. Панько, Н.С. Старжинской, Е.П. Чесноковой