Тематическое занятие «Космические фантазии» по принципам Карла Орфа для детей старшего дошкольного возраста

16 Июн 2014, Автор: admin

Предложенный практический материал является свободным планом к занятию

Цели занятия:

  • — развивать звуковую фантазию,
  • — слуховое воображение, развивать способность к импровизации,
  • — развивать способности концентрировать внимание,
  • — развивать сотрудничество в группе, повышать уверенность в себе.

Пособия и материалы:

  • — «космические» атрибуты,
  • — комплект детских музыкальных инструментов,
  • — синтезатор,
  • — цветные фонарики,
  • — элементы костюмов,
  • — аудиозаписи.

Занятие можно начать такими словами: Наша родная планета Земля. Здесь живут люди, звери, птицы, насекомые и растения (об этом можно спросить детей). Но люди любят мечтать, хотят знать, а есть ли у нас соседи? Сейчас помечтаем и мы…

Для мечты всегда распахнуты просторы, перед нею мир – как новая тетрадь.
Хорошо, что есть на свете фантазёры, фантазёрам просто некогда скучать.
Кто готов увидеть лунные просторы? – Фантазёры! Фантазёры!
Кто рукой потрогать может звёзд узоры? – Фантазёры! Фантазёры!
Кто бросается всегда в любые споры? – Фантазёры! Фантазёры!
Кто дружить умеет и не любит ссоры? Фантазёры! Фантазёры! (М. Пляцковский)

1. Коммуникативная игра «Приветствие» (Модель И. Евдокимовой)

  1. Дети двигаются произвольно и поют песенку на слова: “Ходим. Гуляем. Гостей встречаем. Привет вам! Привет вам! Встречают друг друга и здороваются.
  2. Дети двигаются парами, встречаются и здороваются парами.
  3. Дети двигаются четвёрками, выстраиваются в “каре” и здороваются.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

2. Координационная игра «Картина Вселенной» (Модель Н. Антонян)

Солнце поднимается – руки над головой.
Солнце опускается – руки опустить вниз.
Месяц поднимается – скрещенные руки вверх.
Месяц опускается – скрещенные руки вниз.
Звёздочки сияют – ладони к себе и от себя.
Звёздочки мерцают – “волна” руками сверху вниз.
Падают, падают, падают… – кисти рук над головой, к плечам, к талии.

3. Игра голосом «Звуки Вселенной» (Модель Т. Боровик)

Выстраиваем звуковую линию. Рисуем голосом. Звуковой кластер. Движение планет.

Восход и заход солнца. Вселенная и звёзды, «Парад планет» – унисон.

4. Речевое музицирование «Что бывает выше неба?» (Стихи С. Когана)

Упражнение для развития чувства ритма и слуха.

1-й вариант:

Сопровождать речь прохлопыванием ритма.

Что бывает выше неба? Я не знаю, я там не был.
Ну и я там тоже не был. Но зато отлично знаю
Выше звезд и выше неба наши спутники летают. Вот!

2-й вариант:

Дети музицируют на инструментах.

5. Импровизация «Спутник нам сигнал дает»

У все детей инструменты. Ходят и поют мелодию со словами: «Над морями над горами спутник наш ведет полет, пролетает он над нами – нам сигналы подает».

Ведущий указывает на ребенка, который подает сигналы из «космоса». Вся группа должна поймать сигнал – подстроиться к заданному метру.

6. Театр песни «Улетаем на луну» (Слова П. Кагановой, музыка В. Витлина)

Звучат стихи.

На этом свете все поет:
В огромном небе самолет и двери, и ракушка, и ветер, и лягушка.
Бывает, что пою и я, и это песенка моя!

Часть детей инсценируют песню, остальные музицируют на инструментах (треугольниках, колокольчиках, стаканчиках).

7. Двигательная импровизация «Лунапузики» (Аудиозапись «Космической музыки» J.M. JARRE)

Обручи на каждого ребенка разложены на полу – это «Лунные кратеры». Дети двигаются по залу и в обручах, выполняя характерные движения инопланетян. На голове большие уши или антенны.

8. Импровизируем и танцуем «Звездная дискотека» (Аудиозапись «Звездная дискотека» из серии «Ритмика для детей» (каникулы))

Звучат стихи.

Ночь пролетала над миром, сны на людей навивая,
С темно-лазуревой ризы сыпались звезды сверкая.

Дети с яркими фонариками выходят в зал и импровизируют движения в темноте.

9. Возвращаемся на Землю

Пора возвращаться на Землю. Мы возьмем с собой все доброе, радостное и чистое, что встретилось нам во время «космического» путешествия. Как хорошо и красиво на нашей Земле! Светит солнце, поют птицы, радуются дети. Удивительная Земля! А на ней и ты и я!

В заключении можно исполнить веселый танец или поиграть в оркестре. В конце занятия детей обязательно ждет сюрприз.