Изучение уровня экологической культуры у воспитанников детского дома

23 Окт 2013, Автор: admin

Для изучения уровня экологической культуры воспитанников детского дома проводились занятия в 3-х направлениях констатирующем, формирующем, контрольные эксперименты. На констатирующем этапе была проведена анкета с целью: проверить первоначальные умения, навыки вести себя в природе.

КонстатирующийБыло проведено анкетирование в двух группах воспитанников среднего и старшего школьного возраста. Были взяты 2 группы: 5-6 классы (10 человек) и 7-8 (8 человек).

Уровень экологической культуры

Анализируя результаты двух анкет, хочется сказать, что результаты в основном одинаковые в обеих группах. Они любуются природой, не разводят костры, не ломают ветви на шалаш, но все-таки позволяют себе рвать цветы.

В дальнейшей работе я постараюсь внушить им, что этого делать нельзя. По остальным вопросам анкеты результаты почти одинаковы. И отсюда следует вывод, что представление воспитанников о бережном отношении к природе и ее богатстве, о помощи животным и растениям, об охране природы и правилах поведения в природе очень несовершенны, неглубоки и имеются далеко не у всех воспитанников.

ФормирующийПеред занятием была проведена викторина на тему «Птицы – наши друзья» (по Плешакову А.А.). На формирующем этапе был  проведен конкурс рисунков на тему «Мир вокруг нас».

КонтрольныйНа этом этапе мы провели анкету. Анкетирование проводилась в тех же группах

Уровень экологической культуры

Дети воспринимали материал с интересом. Не было признаков утомленности. Активно участвовали в процессе обучения. На последующих беседах по теме занятий были проявлены достаточно глубокие знания практически всеми детьми. Дети выражали интерес к проведению таких занятий и в дальнейшем.

По результатам анкеты видно, что в группе 5-6 класса знания усвоились лучше, чем в группе 7-8 класса за счет выше перечисленных методов и приемов обучения.

Формирование экологического сознания – важнейшая задача. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво. И в этом нам могут помочь занятия нетрадиционной формы, например, викторины, конкурсы, КТД, экскурсии и т.д. Нетрадиционные занятия, как правило, надолго запоминаются детям, и конечно, тот материал, который на них изучался. Поэтому нетрадиционные формы занятий особенно важны для формирования экологического сознания у детей

1. Целью исследования взаимодействия экологического и нравственного воспитания является формирование человека с высоким уровнем экологической культуры, сочетающего в себе эколого-нравственные знания и убеждения, устойчивую линию поведения и действий, мотивируемых эколого-нравственными ценностями.

2. В целях формирования экологической культуры воспитанников необходим комплекс мер: продолжить работу по совершенствованию содержания учебных программ с учетом эколого-нравственных вопросов в соответствии с содержанием образования.

3. Расширять и углублять все виды внеурочной деятельности эколого-нравственного воспитания – познавательную, трудовую, опытническую, краеведческую. Внедрять в учебный процесс различные спецкурсы и факультативы эколого-нравственного аспекта.

4. Систематически изучать, обобщать и распространять передовой опыт учителей по эколого-нравственному воспитанию, необходимо вести спецкурсы экологического направления.

5. Активизировать участие подростков в разнообразной опытно-исследовательской, природоохранной деятельности, организовывать различные экологические клубы, кружки, экологические лагеря и т.д.

Ташенова М.У., воспитатель МКОУ «Чебеньковского детского дома Оренбургского района»