Конспект ООД в подготовительной к школе группе «Научный центр по изучению тканей»
09 Сен 2018, Автор: adminВыполнила: М.В. Шемякина, воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № 5 «Колокольчик» г. Кувандык
Цель: Расширение представлений детей об окружающем мире.
Задачи ООД:
- Учить детей давать небольшие описания своей одежды
- Формировать у детей отчетливое дифференцированное представление о различных видах одежды, их назначении и применении.
- Обобщить знания детей о натуральных и искусственных видах ткани , об их происхождении.
- Развивать и активизировать речь детей, мышление, умения делать умозаключения.
- Воспитывать мотивацию к познавательной деятельности.
- Воспитывать бережное отношение к вещам, как результату труда людей, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Виды детской деятельности: социально-коммуникативная, художественно-эстетическая, речевая, игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкальная, физическая.
Планируемые результаты: знать виды натуральной ткани и называть ее, уметь давать характеристику тканей; составлять монолог о ткани, отвечать на вопросы педагога, используя в речи сложные предложения разных видов; проводить исследования; выполнять рисунок на шаблонах, соблюдать правила безопасности в работе с ножницами; выполнять чётко и ритмично движения по тексту, уметь продемонстрировать одежду.
Предварительная работа:
Чтение произведения С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный».
Составление коллекции из тканей льна и хлопка.
Составление монолога о тканях.
Изготовление слайдов.
Объявление для родителей:
«Уважаемые родители! С целью подготовки ребенка к школе и развития связной речи у детей, предлагаем вам научить своего ребенка составлять рассказ о своей одежде. Следуя этой схеме, ребенок легко и непринужденно научится строить монолог, описывая модель одежды, которую он носит».
Оборудование: Образцы тканей, поднос на каждого ребёнка, лупа на каждого ребёнка, трафареты одежды, восковые мелки, ножницы, вода, схема описания одежды, бейджи, книга С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный».
Ход ООД
Организационный момент: Дети заходят в зал и встают в круг
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними. В ваших глазах я увидела любопытство, желание пообщаться со мной, своими друзьями и гостями. Пусть каждый из вас приложит руку к своему сердцу, послушает, как оно бьется. Послушали? Возьмитесь за руки и часть тепла и любви из своего сердца из ладошки передайте друг другу, улыбнитесь каждый своему соседу. А теперь, давайте пошлем теплоту своих сердец взрослым (слайд № 1).
Воспитатель читает отрывок из произведения С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный»
Воспитатель:Что надевал на себя человек рассеянный? (Ответы детей)
Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Одежда)
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам стать сотрудниками научного центра по изучению тканей. Главным сотрудником лаборатории будет Марина Викторовна,а вы мои младшие сотрудники (лаборатория №1, №2). Приглашаю вас в лабораторию ткани. Именно там мы узнаем, какая бывает ткань, и из чего ее делают. (Дети садятся за столы, где на подносах лежат кусочки ткани: хлопок, лен, шерсть; лупа).
Воспитатель: У вас на столах лежат несколько лоскутков ткани, выберите ту ткань, из которой можно сшить зимнюю одежду и поднимите лоскуток этой ткани. Почему вы подняли этот лоскуток? (ответы детей)
Ребенок: Для зимней, весенней, осенней одежды люди используют шерстяные ткани. Они теплые, плотные, пушистые и теплые в них не холодно. А делают такую ткань из шерсти животных (Овцы, козы, верблюды, ламы, кролики, собаки). В определенное время их стригут, постриглись овечки и гуляют на лугу, новую шерсть отращивают, до следующей стрижки. Шерсть расчесывают, прядут нити, окрашивают, вяжут вещи (слайд№ 2, № 3).
Воспитатель: Как называется ткань, которую делают из шерсти? (ответы детей)
Экспериментальная деятельность: Возьмите лупы, посмотрите на ткань, которую сделали из шерсти. Какая она? (Ответы детей: плотная, толстая, ворсистая, пушистая, мягкая, теплая.) Возьмите шерстеную ткань и попробуйте ее порвать (исследование с ответами детей)
Воспитатель:Поднимите лоскуты, из которых можно сшить летнюю одежду. Почему вы выбрали этот лоскуток?
Ребенок:Для летней одежды ткань делают по-другому. Для нее выращивают специальное растения, вот одно из них, это хлопок (слайд № 4, № 5). Хлопок растет только в жарких странах, любит тепло и воду. Цветок хлопка похож на коробочку, которая как бы заполнена ватой, люди из коробочек достают хлопок, потом отправляют на очистительные фабрики, там расчесывают щетками. Вата – это и есть, специально очищенный хлопок. Нити прядут и скручивают специальные прядильные машины на прядильных фабриках, и именно там из хлопчатобумажных нитей ткут ткань.
Экспериментальная деятельность: Возьмите лупы, посмотрите на лоскутики ткани – сатин плотный, ситец потоньше, это хлопчатобумажная ткань, ее делают из хлопка. Посмотрите на переплетения нитей, на какой рисунок оно похоже?
Как называется ткань, из хлопка?
Возьмите кусочки хлопчатобумажной ткани и ножницы. Порежьте эту ткань (исследование с ответами детей)
Воспитатель:Из какого растения еще делают ткань для летней одежды? (Из льна)
Ребенок: Лен растет в северных областях России (показ льна на поле), Про него говорят – голубой глазок – золотой стебелек, скромный вид на весь вид знаменит. До чего же красив цветущий лен, все поле в голубых цветочках (слайд № 6, № 7)
Лен растет отдельными стебельками, когда он отцветет, его срезают и сушат на солнце, колотят, треплют, прядут льняные нити, из них ткут ткань, которая словно хранит в себе северную прохладу, именно в одежде из льняной ткани легче переносится жара.
Экспериментальная деятельность: Давайте возьмем лупу и посмотрим на нити льняной ткани, они очень тонкие (дети описывают льняную ткань: легкая, тонкая, гладкая).
Воспитатель: Для пошива одежды какого времени года можно использовать лен? (Для летней. Она легкая, в ней не будет жарко летом).
Как называется одежда из льна? (Льняная).
Возьмите кусочки льняной ткани, попробуйте ее намочить (исследование с ответами детей).
Воспитатель: А кто-нибудь знает, как делают шелк? (слайд № 8, № 9).
Ребенок: Шелк дают специальные гусеницы шелкопряды. Паук плетет тонкую паутину, а шелкопряд шелковую нить. Таких гусениц специально разводят и питаются они листьями одного дерева Тутового, оно растет только в теплолюбивых странах. Шелк приятен на ощупь, в одежде из шелка не жарко летом.
Воспитатель: А сейчас, мы с вами рассмотрим трикотаж, очень много одежды мы носим из этого материала.
Ребенок: Трикотаж – это вязанное полотно, которое вяжут из разных нитей: хлопка, льна, шерсти. Если внимательно рассмотреть трикотажную ткань, то можно увидеть косички, петельки, а не переплетения, как на льняной, хлопчатобумажной, шерстяной ткани (слайд № 10).
Экспериментальная деятельность: Давайте возьмем лупу и посмотрим на нити трикотажной ткани: они бывают тонкие и толстые, соединены петельками. Трикотаж очень легко тянется в разные стороны.
Возьмите кусочки трикотажной ткани, попробуйте ее помять (исследование с ответами детей).
Воспитатель: Ткани, о которых мы говорили натуральные, они сделаны из того, что есть в природе. Но люди создали искусственные ткани, нити таких тканей не встречаются в природе. Они придуманы для того, чтобы улучшить свойства ткани. Такая ткань не промокает и ее не продувает ветер. Она имеет свойство отталкивать воду. Например: куртки, штаны, сумки, зонты (слайд № 11).
Экспериментальная деятельность: Опыт с зонтом. Полейте воду из лейки на зонт и посмотрите, что произойдет. Вода скатывается, зонт не промокает, он сделан из болоньи.
Воспитатель: Уважаемые сотрудники лаборатории как красиво вы сегодня одеты.
- Уточните, во что вы сегодня одеты? (ответы детей)
- Из какого материала сделана одежда? (ответы детей)
- Какие свойства ткани вы знаете? (ответы детей)
- Кто придумывает одежду? (ответы детей)
- Как называется одежда для зимы? Перечислите зимнюю одежду (Зимняя одежда – это шубы, пальто, пуховики, комбинезоны).
- Как называется одежда для лета? Перечислите летнюю одежду (К летней одежде относятся – сарафаны, платья, шорты, футболки, гольфы).
- Как называется одежда, которую мы носим весной? Перечислите весеннюю одежду (К весенней одежде относятся куртки, плащи, колготки, перчатки).
- Как называется одежда, которую мы носим осенью? Перечислите осеннюю одежду (К осенней одежде относятся куртки, пальто, колготки, рейтузы, перчатки).
- Для каждого случая – своя одежда. В любое время года мы можем быть дома, в гостях, заниматься спортом, отдыхать. Назовите эту одежду? (ответы детей)
Физкультминутка
Дети имитируют движения в соответствии со стихотворением.
Ох, испачкалась
одежда,
Мы ее не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам ее спасти
И в порядок привести,
В тазик воду наливаем,
Порошок мы насыпаем,
Всю одежду замочили,
Пятна тщательно потрем
Постираем, прополощем,
Отожмем ее, встряхнем.
А потом легко и ловко
Всё развесим на верёвках.
А пока одежда сушится,
Мы попрыгаем, покружимся.
Воспитатель: Поступил первый заказ от ваших родителей на создание модной одежды, и мы превращаемся в художников-модельеров, и будем создавать коллекцию одежды. У вас на столах лежат трафареты одежды, подберите ткань для вашей модели и опишите вашу модель так, чтобы непременно захотелось ее носить.
Схема описания одежды:
- Цвет одежды.
- Материал из которой сшита одежда.
- Время года, в которое носят одежду.
- Для кого предназначена одежда.
Воспитатель: Вот и подошло время закрывать нашу лабораторию. Мы с вами узнали, какие разные бывают ткани: одни гладкие, другие ворсистые, легкие и тяжелые, теплые и холодные, плотные и редкие. Но раз их называют одним именем – ткани, значит все они, даже не похожие друг на друга с виду, все ж таки чем-то похожи. Из тканей шьют одежду.
Дефиле
Воспитатель: Уважаемые родители!
С целью подготовки ребенка к школе и развития связной речи у детей, предлагаем вам научить своего ребенка составлять рассказ о своей одежде. Следуя этой схеме, ребенок легко и непринужденно научится строить монолог, описывая модель одежды, которую он носит.
До составления рассказа обговорите с ребенком детали одежды, например:
У рубашки есть спинка и две полочки.
Воротник может быть круглым, отложным, стоечкой, широким, узким, вышитым, кружевным и т.д.
Рукав может быть длинным, коротким, широким, узким, прямым, расклешенным.
Манжета – широкой, узкой, большой, маленькой, кружевной и т.д.
Карман – большим, маленьким, глубоким, мелким, накладным, внутренним, ложным.
Застежки – пуговицы, молнии, кнопки, крючки, шнуровка, липучка.
Рассматривание платья: то же, плюс пояс, ремешок, складки, прямое или клеш и т.д.
Материал для закрепления: ребенок должен различать зимнюю, летнюю, осеннюю, весеннюю одежду; белье (нижняя одежда – трусы, майка, пижама, ночная сорочка); верхнюю одежду; головные уборы. Знать название ткани, из которой шьют одежду.