Приобщение детей дошкольного возраста к русской национальной культуре
25 Июл 2012, Автор: adminСегодня, во время перемен и модернизаций в сфере образования, мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это касается и организации образовательной работы с дошкольниками по проблеме приобщения детей к русской культуре. Пробудить чувство любви к Родине — одна из основных задач образовательной деятельности педагогов системы дошкольного образования, поэтому данной теме уделяется пристальное внимание и в новых нормативных документах, регулирующих работу современного детского сада и непосредственно в работе педагогов.
Предлагаем Вашему вниманию тематическое развлечение, посвященное открытию музей народного творчества «Золотые узоры России», разработанное музыкальным руководителем детского сада №4 п. Энергетик Оренбургской области Щербаковой Оксаной Владимировной.
Цель: Развитие интегративных качеств личности детей в процессе ознакомления с культурой и традициями русского народа.
Задачи:
1. Воспитывать патриотические чувства — любовь к родной стране, чувство гордости за мастерство народных умельцев.
2. Способствовать развитию эстетического отношения к окружающей действительности, художественного вкуса.
3. Развивать творческие способности при ознакомлении с образцами декоративно-прикладного искусства, музыки, поэзии.
Предварительная работа:
1. Разучивание русских потешек «Федул и Прошка».
2. Знакомство с народными играми «Как у дяди Трифона», «Золотые ворота», «Гори, гори ясно».
3. Разучивание приемов игры на русских нардных инструментах — ложках.
4. Разучивание плясовых элементов под русские народные мелодии.
Оформление зала: используются предметы декоративно-прикладного искусства, детские работы.
Ведущий: Есть в Энергетике поселке веселый дружный детский сад.
Там каждый день встречает зорьки детишек-лучиков отряд.
Там все дарить способны людям любовь, тепло и красоту.
Там есть добро, там верят в чудо, там воплощают в жизнь мечту.
Там обрести сумеет каждый надежных, преданных друзей.
Там русский дух, там Русью пахнет, там открывается Музей.
В музей поспешим заглянуть поскорей,
А вот и хозяйка встречает гостей!
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать в Музей! Для каждого найдется в нем и местечко и словечко. Давно припасла для вас забавушек на всякий вкус: кому — сказку, кому — правду, кому — песенку. В Музее уютно и тепло. Он согрет любовью наших предков, которые сохранили, сберегли и передали нам, молодому поколению, свои обычаи, свои наряды, свои песни и танцы, ну и конечно то, что делали своими руками.
Ребенок 1: Богата Россия умельцами да мастерами. Таких нет нигде больше. И Хохлома, и Гжель, и Дымка — весь мир завидует ей!
Ребенок 2: Ведь недаром говорят,
Край Российский так богат:
Эти дивные игрушки, сувениры, погремушки —
До чего же хороши!
Хозяйка: Ну, а ты, дружок, смотри!
Дети выносят скатерти «Гжель», «Хохлома», платок «Посадская роспись».
Дети со скатертью «Гжель»:
У незабудок глаза голубые
Ярко сияют только в России.
Вот колокольчики, а у реки
Синие-синие есть васильки.
Эти синие цветы
Мы в узоры заплели.
Синих красок карусель
Называют всюду «Гжель».
Дети с «Посадским платком»:
На посадском платке —
россыпь разных цветов,
Ароматы весны,
Дуновенье ветров!
Словно счастья букеты
На посадском платке.
Их теплей и роднее
Не найти нам нигде!
Дети со скатертью «Хохлома»:
Эти изделия радуют взор.
Богат и наряден чудный узор.
По золоту фона затейливой змейкой
Орнаменты вьются —
Так сделать сумей-ка!
А где-то Кудрины по черному полю
Мерцают как звезды в небесном раздолье.
Волшебной травой любуемся мы —
Как главным узором для всей Хохломы.
Хозяйка: В каждом промысле — рисунок свой, не запутается даже детвора: этот золотом кроен (показывает на Хохлому), тот — синевой (показывает на Гжель), там — цветы (показывает на посадский платок). Звени же песенка, звени!
Исполняется песня «Русский сувенир» (Г.С. Михайлова)
Хозяйка (обращает внимание на столик с Дымковской игрушкой): Посмотрите-ка, ребята, на игрушки: на барынь с детками, на пареньков в фуражках, на индюков важных. А знаете откуда они? из большого села Дымково.
Дети в дымковских костюмах выходят на середину зала.
— А Дымково чем славится?
— Игрушкою своей!
— И радует, и нравится в ней все, до мелочей.
Дети берут в руки игрушки, о которых читают стихи:
Кони глиняные мчатся
На подставках что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Через горные отроги,
Через крыши деревень.
Красноногий, желторогий
Мчится глиняный олень.
Голосисты эти птицы
И нарядны, словно ситцы!
Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью!
Фью-ти, фью-ти, гнезда вью!
Хозяйка подходит к столику с филимоновскими игрушками.
Хозяйка: С давних времен известна тульская деревня Филимоново. По всей России-матушке любят филимоновские расписные игрушки-свистульки.
Дети: Вечера зимою длинные,
Лепит мастер здесь из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Кружочки, клеточки, полоски —
Простой. казалось-бы узор,
А отвести не в силах взор.
Хозяйка: Делу — время, делу — время!
Говорили мастера.
Поиграть мне захотелось
Проходите все сюда.
Дети играют в русские народные игры «Гори, гори ясно» и «Как у дяди Трифона».
Ведущий: А о матрешке не забыли?
Хозяйка: Мы матрешку нарядили.
Ей платочек повязали.
Щечки красненькие стали.
Глазки-бусинки горят
И улыбка для ребят.
Эй, матрешки, выходите, о себе вы расскажите.
Матрешки: Я — нарядная игрушка,
Просто диво-безделушка!
Далеко по белу свету
Знают все игрушку эту!
Расписную, золотую
И румяную такую!
Исполняют танец матрешек.
Хозяйка: елика Россия наша
И талантлив весь народ.
Об искусниках-умельцах
На весь мир молва идет.
Обращает внимание детей на изделия из лозы.
Вот плетенья из лозы.
Наши деды и отцы
Мастерили, вырезали,
А бабули украшали.
Ох, и славно получилось,
Эко диво, ох и диво!
Под веселую музыку входят скоморохи с ложками, Городецкой росписью, Жостовским разносом.
Скоморохи: Я — скоморох Прошка.
А я — Федул-скоморошка.
Хозяйка: Под кустом у дорожки
Сидели скоморошки.
Они срезали по пруточку,
Они сделали по гудочку.
Скоморохи: Вы, гуды, гуды, гудите!
Парней, девок веселите!
Исполняется танец с дудочками по русскую народную мелодию «Светит месяц».
Прошка: Городецкая роспись — как ее нам не знать:
Здесь горячие кони, молодецкая стать.
Федул: Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Прошка: Здесь и сказка, и повесть, сочность красок манит.
Федул: Городецкая роспись душу нам веселит.
Скоморохи берут в руки ложки.
Прошка: Звонкие, резные! Ложки расписные.
Федул: Ложкари играть начнут — ноги сами в пляс пойдут.
Исполняют пляску с ложками под русскую народную мелодию «Уральская плясовая».
Прошка: Есть еще одна игра — «Золотые ворота».
Федул: В «Золотые ворота» поиграть нам всем пора.
Играют в русскую народную игру «Золотые ворота».
Прошка: Вот расносик Жостовский
С чашками стоит.
Черный фон с цветочками
Всем тепло дарит.
Федул: Не пора ль хозяюшке
Чаю заварить,
Пирогами сладкими
Всех нас угостить?
Выходит хозяйка с самоваром.
Хозяйка: Я иду, иду, иду
Самовар в руках несу.
Самовар в руках несу,
Танцевать вас всех зову.
Исполняется танец «Чаепитие» под русскую народную мелодию «Хожу я по улице…»
Хозяйка (с пирогом): Как для вас, мои друзья, наварила, напекла.
Всех за стол я приглашаю, пирогами угощаю!
Все проходят за столы, угощаются пирогами.
Вот настал момент прощанья
Будет краткой моя речь:
Говорю всем «До свиданья!»
До счастливых новых встреч!
Обратите внимание: красивое и неприхотливое растение аквилегия винки станет прекрасным украшением территории детского сада, вашего садового участка или двора. Все об аквилегии винки читайте на сайте http://www.art-pen.ru/akvilegiya. Кстати, это вид можно выращивать не только в саду, но и в горшке на окне.