Приобщение детей дошкольного возраста к русской национальной культуре

25 Июл 2012, Автор: admin

Сегодня, во время перемен и модернизаций в сфере образования, мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это касается и организации образовательной работы с дошкольниками по проблеме приобщения детей к русской культуре. Пробудить чувство любви к Родине — одна из основных задач образовательной деятельности  педагогов системы дошкольного образования, поэтому данной теме уделяется пристальное внимание и в новых нормативных документах, регулирующих работу современного детского сада и непосредственно в работе педагогов.

Предлагаем Вашему вниманию тематическое развлечение, посвященное открытию музей народного творчества «Золотые узоры России», разработанное музыкальным руководителем детского сада №4 п. Энергетик Оренбургской области Щербаковой Оксаной Владимировной.

Цель: Развитие интегративных качеств личности детей в процессе ознакомления с культурой и традициями русского народа.

Задачи:

1. Воспитывать патриотические чувства — любовь к родной стране, чувство гордости за мастерство народных умельцев.

2. Способствовать развитию эстетического отношения к окружающей действительности, художественного вкуса.

3. Развивать творческие способности при ознакомлении с образцами декоративно-прикладного искусства, музыки, поэзии.

 Предварительная работа:

1. Разучивание русских потешек «Федул и Прошка».

2. Знакомство с народными играми «Как у дяди Трифона», «Золотые ворота», «Гори, гори ясно».

3. Разучивание приемов игры на русских нардных инструментах — ложках.

4. Разучивание плясовых элементов под русские народные мелодии.

Оформление зала: используются предметы декоративно-прикладного искусства, детские работы.

Ведущий: Есть в Энергетике поселке веселый дружный детский сад.

Там каждый день встречает зорьки детишек-лучиков отряд.

Там все дарить способны людям любовь, тепло и красоту.

Там есть добро, там верят в чудо, там воплощают в жизнь мечту.

Там обрести сумеет каждый надежных, преданных друзей.

Там русский дух, там Русью пахнет, там открывается Музей.

В музей поспешим заглянуть поскорей,

А вот и хозяйка встречает гостей!

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать в Музей! Для каждого найдется в нем и местечко и словечко. Давно припасла для вас забавушек на всякий вкус: кому — сказку, кому — правду, кому — песенку. В Музее уютно и тепло. Он согрет любовью наших предков, которые сохранили, сберегли и передали нам, молодому поколению, свои обычаи, свои наряды, свои песни и танцы, ну и конечно то, что делали своими руками.

Ребенок 1: Богата Россия умельцами да мастерами. Таких нет нигде больше. И Хохлома, и Гжель, и Дымка — весь мир завидует ей!

Ребенок 2: Ведь недаром говорят,

Край Российский так богат:

Эти дивные игрушки, сувениры, погремушки —

До чего же хороши!

Хозяйка: Ну, а ты, дружок, смотри!

Дети выносят скатерти «Гжель», «Хохлома», платок «Посадская роспись».

Дети со скатертью «Гжель»:

У незабудок глаза голубые

Ярко сияют только в России.

Вот колокольчики, а у реки

Синие-синие есть васильки.

Эти синие цветы

Мы в узоры заплели.

Синих красок карусель

Называют всюду «Гжель».

Дети с «Посадским платком»:

На посадском платке —

россыпь разных цветов,

Ароматы весны,

Дуновенье ветров!

Словно счастья букеты

На посадском платке.

Их теплей и роднее

Не найти нам нигде!

Дети со скатертью «Хохлома»:

Эти изделия радуют взор.

Богат и наряден чудный узор.

По золоту фона затейливой змейкой

Орнаменты вьются —

Так сделать сумей-ка!

А где-то Кудрины по черному полю

Мерцают как звезды в небесном раздолье.

Волшебной травой любуемся мы —

Как главным узором для всей Хохломы.

Хозяйка: В каждом промысле — рисунок свой, не запутается даже детвора: этот золотом кроен (показывает на Хохлому), тот — синевой (показывает на Гжель), там — цветы (показывает на посадский платок). Звени же песенка, звени!

Исполняется песня «Русский сувенир» (Г.С. Михайлова)

Хозяйка (обращает внимание на столик с Дымковской игрушкой): Посмотрите-ка, ребята, на игрушки: на барынь с детками, на пареньков в фуражках, на индюков важных. А знаете откуда они? из большого села Дымково.

Дети в дымковских костюмах выходят на середину зала.

— А Дымково чем славится?

— Игрушкою своей!

— И радует, и нравится в ней все, до мелочей.

Дети берут в руки игрушки, о которых читают стихи:

Кони глиняные мчатся

На подставках что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Через горные отроги,

Через крыши деревень.

Красноногий, желторогий

Мчится глиняный олень.

Голосисты эти птицы

И нарядны, словно ситцы!

Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью!

Фью-ти, фью-ти, гнезда вью!

Хозяйка подходит к столику с филимоновскими игрушками.

Хозяйка: С давних времен известна тульская деревня Филимоново. По всей России-матушке любят филимоновские расписные игрушки-свистульки.

Дети: Вечера зимою длинные,

Лепит мастер здесь из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

Кружочки, клеточки, полоски —

Простой. казалось-бы узор,

А отвести не в силах взор.

Хозяйка: Делу — время, делу — время!

Говорили мастера.

Поиграть мне захотелось

Проходите все сюда.

Дети играют в русские народные игры «Гори, гори ясно» и «Как у дяди Трифона».

Ведущий: А о матрешке не забыли?

Хозяйка: Мы матрешку нарядили.

Ей платочек повязали.

Щечки красненькие стали.

Глазки-бусинки горят

И улыбка для ребят.

Эй, матрешки, выходите, о себе вы расскажите.

Матрешки: Я — нарядная игрушка,

Просто диво-безделушка!

Далеко по белу свету

Знают все игрушку эту!

Расписную, золотую

И румяную такую!

Исполняют танец матрешек.

Хозяйка: елика Россия наша

И талантлив весь народ.

Об искусниках-умельцах

На весь мир молва идет.

Обращает внимание детей на изделия из лозы.

Вот плетенья из лозы.

Наши деды и отцы

Мастерили, вырезали,

А бабули украшали.

Ох, и славно получилось,

Эко диво, ох и диво!

Под веселую музыку входят скоморохи с ложками, Городецкой росписью, Жостовским разносом.

Скоморохи: Я — скоморох Прошка.

А я — Федул-скоморошка.

Хозяйка: Под кустом у дорожки

Сидели скоморошки.

Они срезали по пруточку,

Они сделали по гудочку.

Скоморохи: Вы, гуды, гуды, гудите!

Парней, девок веселите!

Исполняется танец с дудочками по русскую народную мелодию «Светит месяц».

Прошка: Городецкая роспись — как ее нам не знать:

Здесь горячие кони, молодецкая стать.

Федул: Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Прошка: Здесь и сказка, и повесть, сочность красок манит.

Федул: Городецкая роспись душу нам веселит.

Скоморохи берут в руки ложки.

Прошка: Звонкие, резные! Ложки расписные.

Федул: Ложкари играть начнут — ноги сами в пляс пойдут.

Исполняют пляску с ложками под русскую народную мелодию «Уральская плясовая».

Прошка: Есть еще одна игра — «Золотые ворота».

Федул: В «Золотые ворота» поиграть нам всем пора.

Играют в русскую народную игру «Золотые ворота».

Прошка: Вот расносик Жостовский

С чашками стоит.

Черный фон с цветочками

Всем тепло дарит.

Федул: Не пора ль хозяюшке

Чаю заварить,

Пирогами сладкими

Всех нас угостить?

Выходит хозяйка с самоваром.

Хозяйка: Я иду, иду, иду

Самовар в руках несу.

Самовар в руках несу,

Танцевать вас всех зову.

Исполняется танец «Чаепитие» под русскую народную мелодию «Хожу я по улице…»

Хозяйка (с пирогом): Как для вас, мои друзья, наварила, напекла.

Всех за стол я приглашаю, пирогами угощаю!

Все проходят за столы, угощаются пирогами.

Вот настал момент прощанья

Будет краткой моя речь:

Говорю всем «До свиданья!»

До счастливых новых встреч!

Обратите внимание: красивое и неприхотливое растение аквилегия винки станет прекрасным украшением территории детского сада, вашего садового участка или двора. Все об аквилегии винки читайте на сайте http://www.art-pen.ru/akvilegiya. Кстати, это вид можно выращивать не только в саду, но и в горшке на окне.