Педагогический проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством индивидуальной работы в процессе заучивания стихотворений»

08 Сен 2018, Автор: admin

Введение

Детская литература занимает особое место в жизни ребёнка. Книга  – это средство всестороннего развития ребёнка. Она способствует развитию у детей любви к Родине, к родной природе, родному языку, развивает и обогащает детское воображение. Мы смотрим в книгу, как в зеркало и находим в ней отражение того, что происходит с нами,  как бы со стороны видим поступки и их последствия. Всё это оказывает большое влияние на развитие ребёнка как личности.  Слабое знание детьми творчества детских писателей, увлечение детьми компьютером, недопонимание родителями важности ознакомления детей с художественной литературой и  привития любви к книге – это  проблема нашего времени. Видя актуальность данной проблемы, президентом был подписан указ о том, что 2015год в России объявляется Годом Литературы. В соответствии с ФГОС восприятие художественной литературы направлено на формирование интереса и потребности в чтении книг.  Данный проект даёт возможность познакомиться с творчеством русских поэтов. Читая их стихи, ребенок обязательно увидит, кому следует подражать, а на кого лучше не быть похожим. На произведениях русских поэтов выросло не одно поколение детей. Осмысливая эти произведения, ребенок учится жить, мыслить и оценивать свои поступки.

Проблема проекта:

1. Слабый интерес у родителей к заучиванию стихотворений с детьми.

2. Недостаточность знаний родителей о структуре и методах заучивания стихотворений, способах подачи их детям.

3. Низкая память у детей и монотонное чтение стихотворений детьми.

3.Автоматизация звуков речи в процессе заучивания стихотворений.


Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной  проблемы —   развитие свободной творческой личности ребёнка посредством индивидуальной работы в процессе заучивания стихотворений .

Проектом предусмотрен объект исследования, в качестве которого выступают условия для обеспечения речевого развития дошкольников, предметом деятельности является процесс развития речи дошкольников в условиях модернизации образования.

Актуальность создания проекта

Многие родители прекрасно знают, что учить стихи с детьми нужно, это один из важных способов и действенных методов развития наших детей. Заучивание рифмованных строчек расширяет детский кругозор, развивает речь ребенка, ставит голос, способствует формированию восприятия культуры и поэзии. В детском возрасте заучивание наизусть является важным воспитательным и обучающим моментом. Самое главное и, конечно, актуальное – стихи позволяют развивать память и речь детей. Если родители хотят, чтобы у ребенка была хорошая память, развитая речь, то необходимо разучивать стишки, не смотря на свою занятость и усталость. Это необходимо ребенку. В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей. Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения.

Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты

Стратегическая цель: создание благоприятных условий для речевого  развития в свете ФГОС ДО.

Тактические цели:

1. Создание модели работы над проектом.

2. Формирование рабочей группы, способной к деятельности, способствующей речевому развитию участников проекта.

3. Организация насыщенного, доступного и безопасного взаимодействия участников проекта.

Задачи проекта:

1. Организовать предметно-развивающую среду для реализации темы проекта.

2. Методическое обеспечение проекта.

3. Материально-техническое обеспечение проекта.

4. Организовать деятельность рабочей группы.

5. Формировать мотивации участников рабочей группы.

6. Формировать начальные  предпосылки в речевой деятельности.

7. Формировать интерес к художественной литературе и развивать поэтический слух, развивать интонационную выразительность речи;

8. Знакомить детей со стихотворениями русских и зарубежных поэтов;

9. Формировать умение слушать и понимать услышанное, учить стихи и помнить выученное, воспитывая толерантность у дошкольников.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Создание развивающей предметно-пространственной среды, активизирующей желание заучивать стихотворения.

2. Методическое обеспечение, нацеленное на выявление и речевое развитие старших дошкольников и педагогическое просвещение родителей.

3. Создание мини выставочного центра.

4. Создание мобильной рабочей группы.

5. Формирование тесного взаимодействия между активными участниками рабочей группы.

6. Создание картотеки стихотворения русских и зарубежных поэтов согласно возрастным особенностям детей.

7. Активные родители, желающие искать пути разрешения проблемы вместе с детьми. Совместное (с родителями) формирование у детей первичных знаний о стихотворениях.

8. Организация активного, плодотворного общения всех участников проекта.

9. Единое семейное и общественное воспитание на протяжении работы над проектом.

Продукт реализации проекта:

1. Предметно-развивающая среда для заучивания стихотворений участниками проекта.

2. Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по средствам индивидуальной работы в процессе заучивания стихотворений»

3. Мини выставочный центр.

4. Картотека стихотворений русских и зарубежных поэтов.

5. Изготовление атрибутики для инсценирования стихотворений.

6. Книги-самоделки по заучиванию стихотворений.

Аннотация

Ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами, постигает его, учится видеть, слышать, чувствовать, понимать. И мы взрослые, должны быть помощниками малышам в этом. Яркие, радостные впечатления откладываются в детях на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие.

На протяжении дошкольного детства одной из задач стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными её жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития, поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.

Дошкольники охотно заучивают стихотворения ,однако, не всегда и не у всех есть возможность прочесть выученные стихи. Как правило, возможность выступать на дошкольных праздниках, других мероприятиях предоставляется детям с хорошей дикцией, самостоятельным и активным. Детям застенчивым, имеющим нарушение речи, меньше возможностей для упражнения в чтении стихотворений.

К сожалению, не все дети, находясь на пороге школьного обучения, четко и ясно произносят звуки родного языка. Дефекты речи можно исправить в работе со специалистом, а четкой, правильной дикции, выразительности можно добиться . При декламации стихов, дошкольники учатся элементам исполнительского искусства, овладевают умением выразительно, эмоционально передавать текст. Кроме того, из опыта работы мы знаем, что нередко смысл заучивания стихотворений, как детьми, так и родителями понимается, как автоматическое запоминание и воспроизведения текста. Дошкольники запоминают стихотворения, однако не всегда умеют его передавать эмоционально, выразительно. Каждый ребенок индивидуален, неповторим и каждый нуждается в признании.

Исходя из этой проблемы, предлагаю метод проекта, как одну из форм организации досуговой деятельности дошкольников, который дает каждому малышу возможность для самореализации.

Подготовка к проекту позволяет педагогам решать задачи по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой. Кроме того при реализации  проекта объединяются разные виды искусств — музыка, живопись, литература, что воспитывает эстетический вкус, создает атмосферу праздника.

Работа над проектом предусматривает предварительную работу, в которую входят организация мероприятий и подготовка дошкольников. Стихотворения для заучивания подбираются педагогом. Кроме того, стихи должны быть интересны детям, соответствовать возрасту, быть высокохудожественными, одним из критериев оценки является их новизна, необычность.

Поэзия занимают важное место при воспитании у детей нравственности и положительных эмоций, направленных на создание у детей стойкого читательского интереса.

Поэтому и встал вопрос в создании проекта на тему «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством индивидуальной работы в процессе заучивания стихотворений», который реализовывался в тесном сотрудничестве с родителями.

В основу данного проекта положены следующие идеи:

1. Стихотворение обогащает словарный запас.

2. Стихотворение формирует основы словесного творчества, поднимает уровень индивидуальных достижений.

3.Радостное переживание поднимает жизненный тонус, раскрепощает детей, способствуют проявлению артистических способностей. Разнообразные впечатления, полученные ребенком, утверждают его в том, что он знает, умеет, может показать свои возможности.

4. Дети способны различать литературное чтение от художественного, могут не просто заучить стихотворение, а преподнести слушающим весь его смысл.

В соответствии с ФГОС проект  опирается на научные принципы построения:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятель­ность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
  • сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • принцип интеграции образовательных областей (здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при  проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
  • принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в проекте означает:

  • — признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
  • — признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
  • — уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обу­чения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным в начальной школе. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности  и др.

Проект можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели (Киселева Л.С., Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.). Проектная деятельность развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, ориентироваться в информационном пространстве, работать в коллективе, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

Остановимся более подробно на семейных творческих проектах. Такие проекты призваны объединить детей одной группы, сплотить родителей и педагогов, протянуть между ними невидимые нити дружбы и сотрудничества. Семейные творческие проекты могут иметь разную тематику, и в процессе их реализации одновременно и параллельно решаются творческие, образовательные, психологические и воспитательные задачи. Основной целью таких проектов является вовлечение детей и взрослых в творческий процесс.

В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Атмосфера игры и фантазии позволяет сбросить механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу.

Такие проекты, с одной стороны, направлены на раскрытие индивидуальности каждого, с другой – дают возможность понять и почувствовать, что ты – часть социума, что рядом с тобой живут люди, у которых есть свое понимание действительности, свои взгляды, свои традиции. А собравшись вместе, мы можем созидать красоту и распространять ее в окружающем пространстве.

Творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогают выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и детского сада.

Пути решения проекта:

  • обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;
  • учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
  • разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей конкретного ДОУ;
  • оценить риски реализации проекта.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на один год: с ноября по май

№ п./п. Этапы Цель Сроки
1. Подготовительно-проектировочный этап  Постановка целей и задач. Определение методов, подготовительная работа с дошкольниками и их родителями. Подготовка оборудования и материала. ноябрь
2. Практический этап Внедрение проекта в жизнь дошкольников в социуме и семье. Поиск ответов на поставленные вопросы. Ноябрь-май
3. Обобщающе – результативный этап Обобщение результатов, их анализ, формулировка выводов. Презентация проекта. Апрель-май

План мероприятий

№ п./п. Название мероприятий Сроки Ответственные
1 этап -Подготовительно-проектировочный этап
1 Создание информационного банка данных по проблеме проекта «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по средствам индивидуальной работы в процессе заучивания стихотворений». ноябрь Воспитатель
2 Разработка плана мероприятий по проекту. ноябрь Воспитатель
3 Консультация  для родителей «Методика заучивания стихотворений с детьми дома» декабрь Воспитатель
4 Анализ литературы по теме проекта декабрь Воспитатель
2 этап — Практический этап
1 Беседа с детьми «Наши любимые стихи» ноябрь февраль, март Воспитатель
2 Рассматривание иллюстраций книг русских ,советских, зарубежных поэтов  январь Воспитатель
3 Конкурс сезонных стихотворений  ноябрь, февраль, март Воспитатель
4 Решение проблемных вопросов: «Как быстрее  запомнить стихотворение», «Что такое стихотворение?», «Как можно рассказать стихотворение?», «Зачем  нужно стихотворение людям ?».  февраль Воспитатель
5 Организация и проведение театрализации  по сказке К. Чуковского «Муха Цокотуха».  март апрель Воспитатель родители музыкальный руководитель
6 Изготовление книжек самоделок  ноябрь-апрель родители воспитатель
7 Участие во всероссийском конкурсе «Стихи А. Барто».  апрель родители
8 Рисование «Мое любимое стихотворение»  апрель Воспитатель
9 Аппликация «Мой любимый герой»  апрель Воспитатель
10 Создание картотеки «Любимые стихотворения».  ноябрь-апрель Воспитатель
3 этап — Обобщающе — результативный этап
1 Книжки -самоделки «Любимые стихотворения!»  сентябрь-апрель Воспитатель родители
2 Оформление мини выставочного центра  апрель Воспитатель
3 Подведение результатов реализации проекта  апрель Воспитатель
4 «Презентация и защита проекта           «  Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством индивидуальной работы в процессе заучивания стихотворений» апрель Воспитатель Родители Зам. зав. по ВМР

Ресурсное обеспечение проекта

Нормативно-правовые ресурсы

  • Закон РФ «Об образовании»
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования» от 5.07.2001
  • УСТАВ ДОУ
  • СанПиНы 2.4.1.2660-10
  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
  • Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Кадровые ресурсы

Для работы в проекте привлекаются воспитатель и зам. зав. по ВМР

По образовательному цензу коллектив проекта выглядит следующим образом:

Всего педагогов Высшее образование Средне специальное образование Неоконченное высшее образование Неспециалисты
3 2 1    

Таким образом, образовательный ценз педагогов ДОУ достаточно высокий, способный организовать воспитание и образование на достаточном уровне.

По возрастному цензу:

До 30 лет До 40 лет До 50 лет Более 50
    3  

По стажу педагогической деятельности:

До 5 лет До 10 дет До 15 лет До 25 лет Более
      1 2

По категории:

Высшая категория Первая категория Вторая категория
1 2  

Таким образом, профессиональный уровень педагогов  достаточно высок.

Информационные ресурсы

  1. «Методические рекомендации» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой к «Программе воспитания и обучения в детском саду».- Москва, 2005.
  2. Зенина Т.Н. «Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ»- ООО «Центр педагогического образования», 2008.
  3. Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учебно-методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2004.

Учебно-методические ресурсы:

Фонд методического кабинета:

  • библиотека;
  • игротека;
  • аудиотека;
  • фонотека.

 Материально-технические ресурсы:  ДОУ функционирует в типовом двухэтажном здании МАДОУ «Детский сад № 5 «Колокольчик»», рассчитанном на 115 мест. В ДОУ имеется групповые комнаты  и  музыкальный зал, необходимые для организации работы над проектом. Они оснащены комплектами мебели, экраном, компьютером, мультимедийным проектором.

Финансовые ресурсы

Финансирование проекта производится из методических средств воспитателя и спонсорской помощи родителям.

Объект финансирования проекта

Вся финансово-экономическая деятельность направлена на реализацию данного проекта  

№ п./п. Наименование мероприятий Ориентировочная стоимость
1 Приобретение: литература по теме проекта 300 рублей
2 Приобрести: бумагу «Снегурочка»;папки;файлы. 500 рублей
3 Ресурсы сети Интернет 100 рублей
4 Книги со стихами 1000 рублей
5 Распечатка фотографий 200 рублей
  ИТОГО 2100 рублей

Критерии оценивания проекта

  1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу).
  2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
  3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
  4. Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе.

Риски и пути преодоления рисков

Риски Пути преодоления рисков
Отсутствие должной заинтересованности и подготовленности у некоторых участников проекта.   Индивидуальная работа заместителя с педагогами.Проведение консультаций.Представление презентаций.
Проблема методического обеспечения Создание рабочей группы.Разработка проекта

Выводы:

Проект должен стать мощным импульсом к развитию инициативы у дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами развития речи детей старшего дошкольного возраста. Так же проект призван активизировать деятельность родителей в воспитании и образовании своих детей.

В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только разобраться с разделом художественной литературы (заучивания стихотворений), но и дадут толчок для речевого развития в целом.