Опыт работы по экологическому воспитанию детей 5-9 классов в процессе организации проектной деятельности «Птицы – Айболиты леса»

24 Окт 2013, Автор: admin

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочие убеждения.

Наш детский дом находится в сельской местности, окруженной лесом. Поэтому, опираясь на уже имеющиеся у детей знания о птицах и навыки ухода за ними, дети продолжают вести наблюдения за птицами Оренбургского края. Мною был разработан проект, в рамках акции «Я – гражданин России», «Птицы – Айболиты  леса».

Одна из главных идей данного  проекта — это обеспечить системный характер экологического воспитания; развивать познавательный интерес к жизни редких птиц Оренбургского края.

Цель проекта:  Изучение образа жизни и поведения птиц. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных  условиях.

Задачи:

  • — Расширить представление о жизни птиц нашего края.
  • — Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.
  • — Практическое выполнение кормушек.
  • — Активизировать участие воспитанников в разнообразной опытно-исследовательской, природоохраняемой деятельности.

Исполнителями проекта являются воспитанники среднего и старшего звена.  В октябре 2011 года была создана группа «друзья пернатых». Возраст детей от 10до 15 лет. «Друзья пернатых» провели исследовательскую работу по изучению жизни птиц.

 В ходе сбора информации, по проекту, была проведена следующая работа:

1. Изучение жизни птиц Оренбургской области «Узнай птиц по голосам» (диск CD);

2. Воспитанниками была сделана подборка статей из газет о жизни птиц нашего Оренбургского Района;

3. Воспитанниками был организован патруль по наблюдению за птицами и кормушками;

4. Был проведен опрос среди детей наблюдавших за птицами.

5. Была создана Красная книга, в которую были занесены исчезнувшие птицы Оренбургской области;

6. Состоялась экскурсия в Краеведческий музей «Птицы Оренбуржья»;

7. Воспитанниками была проведена акция «Помоги птицам» (Изготовление скворечников, кормушек, подкормка птиц). Операция «Скворец»;

8. Были проведены следующие мероприятия: Конференция «Встреча пернатых друзей», викторина, выставка детских рисунков «Птицы — наши друзья»;  КВН «Птицы наши друзья».

9. Воспитанниками была выпущена газета, по результатам наблюдения за птицами – «Птичья столовая»

10. Совместно с воспитанниками были составлены правила  по охране птиц.

Условия реализации данного проекта:

1. Добровольное желание детей заниматься данным видом деятельности;

2. Привлечение общественного мнения к экологическим проблемам, развитие связей и контактов со СМИ («Сельские вести» и т.д.);

3. Теоретические и практические факультативные занятия по экологии

4. Факультативные занятия «Птицы Оренбуржья».

 Механизм реализации данного проекта

1. Сотрудничество с районными и областными экологическими организациями для систематизации практической деятельности;

2. Реализация проекта через практическую работу по изготовлению кормушек.

3. Участие в местных, районных акциях и мероприятиях.

Ожидаемые результаты:

1. Приобретение новых знаний, умений и навыков в области экологии;

2. Создание благоприятных условий для личностного роста воспитанников;

3. Профессиональная ориентация детей в будущем;

4. Заинтересованность детей проблемами экологии и сохранении жизни на земле.

Ташенова М.У., воспитатель МКОУ «Чебеньковского детского дома Оренбургского района»