Опыт работы по экологическому воспитанию детей 5-9 классов в процессе организации проектной деятельности «Птицы – Айболиты леса»
24 Окт 2013, Автор: adminИстория человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочие убеждения.
Наш детский дом находится в сельской местности, окруженной лесом. Поэтому, опираясь на уже имеющиеся у детей знания о птицах и навыки ухода за ними, дети продолжают вести наблюдения за птицами Оренбургского края. Мною был разработан проект, в рамках акции «Я – гражданин России», «Птицы – Айболиты леса».
Одна из главных идей данного проекта — это обеспечить системный характер экологического воспитания; развивать познавательный интерес к жизни редких птиц Оренбургского края.
Цель проекта: Изучение образа жизни и поведения птиц. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных условиях.
Задачи:
- — Расширить представление о жизни птиц нашего края.
- — Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.
- — Практическое выполнение кормушек.
- — Активизировать участие воспитанников в разнообразной опытно-исследовательской, природоохраняемой деятельности.
Исполнителями проекта являются воспитанники среднего и старшего звена. В октябре 2011 года была создана группа «друзья пернатых». Возраст детей от 10до 15 лет. «Друзья пернатых» провели исследовательскую работу по изучению жизни птиц.
В ходе сбора информации, по проекту, была проведена следующая работа:
1. Изучение жизни птиц Оренбургской области «Узнай птиц по голосам» (диск CD);
2. Воспитанниками была сделана подборка статей из газет о жизни птиц нашего Оренбургского Района;
3. Воспитанниками был организован патруль по наблюдению за птицами и кормушками;
4. Был проведен опрос среди детей наблюдавших за птицами.
5. Была создана Красная книга, в которую были занесены исчезнувшие птицы Оренбургской области;
6. Состоялась экскурсия в Краеведческий музей «Птицы Оренбуржья»;
7. Воспитанниками была проведена акция «Помоги птицам» (Изготовление скворечников, кормушек, подкормка птиц). Операция «Скворец»;
8. Были проведены следующие мероприятия: Конференция «Встреча пернатых друзей», викторина, выставка детских рисунков «Птицы — наши друзья»; КВН «Птицы наши друзья».
9. Воспитанниками была выпущена газета, по результатам наблюдения за птицами – «Птичья столовая»
10. Совместно с воспитанниками были составлены правила по охране птиц.
Условия реализации данного проекта:
1. Добровольное желание детей заниматься данным видом деятельности;
2. Привлечение общественного мнения к экологическим проблемам, развитие связей и контактов со СМИ («Сельские вести» и т.д.);
3. Теоретические и практические факультативные занятия по экологии
4. Факультативные занятия «Птицы Оренбуржья».
Механизм реализации данного проекта
1. Сотрудничество с районными и областными экологическими организациями для систематизации практической деятельности;
2. Реализация проекта через практическую работу по изготовлению кормушек.
3. Участие в местных, районных акциях и мероприятиях.
Ожидаемые результаты:
1. Приобретение новых знаний, умений и навыков в области экологии;
2. Создание благоприятных условий для личностного роста воспитанников;
3. Профессиональная ориентация детей в будущем;
4. Заинтересованность детей проблемами экологии и сохранении жизни на земле.
Ташенова М.У., воспитатель МКОУ «Чебеньковского детского дома Оренбургского района»