Особенности формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей в детском саду

25 Янв 2017, Автор: admin

К выбору своей будущей профессии, нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.

У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы, путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогут детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.

Тема ранней профориентации дошкольников очень актуальна в настоящее время, поскольку воспитание активных граждан общества, развитие их инициативы и способностей происходит еще в дошкольном возрасте. Внедрение новых интерактивных технологий в подготовке воспитанников к адекватной интеграции во взрослую жизнь, обусловливает создание новой системы ранней профориентации воспитанников.

Коллектив нашего детского сада заинтересовался темой ранней профориентацией дошкольников, и разработал организационно-содержательную модель ранней профориентации дошкольников и определил ее структурные компоненты.

Для качественного и успешного решения поставленной цели по ранней профориентации дошкольников педагогами  была разработана и внедрена в работу ДОУ программа по профориентации дошкольников «Все профессии нужны, все профессии важны», создана картотека презентаций, видеороликов, картотеки игр, бесед, циклы занятий.

Также самым необходимым элементом в ранней профориентации является развивающая среда. Поэтому педагоги приложили максимум усилий для создания развивающей среды, которая  способствует прогрессивному развитию личности и поведения дошкольника и позволяет через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых: грамотное и правильное оформление зоны по профориентации, картотеки игр, иллюстраций, картин, необходимые атрибуты для инсценировки и драматизации, для сюжетно-ролевых игр, картотеки презентаций и видеофильмов. Очень грамотно оформлена наглядность для детей в уголках по профориентации в доступной и красочной форме.

В группах оборудованы игровые зоны для мальчиков и девочек с необходимыми атрибутами.

Весьма эффективным оказался и проектный метод. Педагогами детского сада были разработаны и внедрены следующие проекты: «Профессии наших родителей», «На златом крыльце сидели…», «Чем пахнет хлеб», «Кем хочу я стать».

В сборе материала для данных проектов участвовали педагоги, дети и родители, также активное участие принимали бабушки и дедушки воспитанников.

При проведении образовательной деятельности с воспитанниками стараемся использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников. Используются традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанниками, различные формы и методы ознакомления воспитанников с профессиями взрослых, учитываются возрастные особенности воспитанников. При подготовке к занятиям  используем алгоритм ознакомления воспитанников с профессиями.

Педагогами были проведены циклы занятий «Путешествие в мир профессий», «Знакомимся с профессиями искусства», «Все профессии важны», «Откуда хлеб пришел на стол», «Кто откроет мир ребенку».

В формировании профориентации воспитанников важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо работать. В группах созданы тематические библиотечки «Путешествие по профессиям», где представлен широкий художественный и демонстрационный материал о профессиях взрослых.

Интересной формой работы является литературная гостиная «На златом крыльце сидели…», где дети в стихах узнают о профессиях, об их истории возникновения.

Воспитанникам очень понравились герои прочитанных произведений С. Маршака – «Пожар», «Почта»; С. Михалкова «Дядя Степа-милиционер»; В. Маяковского «Кем быть», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»; В.А. Сухомлинский «Вол и садовник», «Моя мама пахнет хлебом», «Пекарь и швея», «Беда заставит учиться» и другие.

С интересом отозвались родители на издательство «самоиздательских» мини-книг семьи «Из поколения в поколение», которые они делают сами .

В этих небольших книжечках, с любовью, пусть и от руки, оформленными родителями, мамы и папы рассказывают понятным для детей языком о своих профессиях, помещают свои фотографии на рабочем месте, фотографии бабушек и дедушек, то кем они работали, что в свою очередь учат детей гордиться и чтить традиции своей семьи, чувствовать себя частицей трудовой династии.

Итогом усвоения прочитанных произведений является театрализованные игры. Особое удовольствие и радость доставляют воспитанникам театрализованные представления, где дети и актеры и зрители. Такая нетрадиционная форма работы позволяет задействовать стеснительных, неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал. Совместно с воспитанниками и родителями разыгрывались такие спектакли, как «Путешествие сумки на колесах», «Заюшкина избушка», «Петушок и бобовое зернышко»

Большое значение в ознакомлении воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями проводится через наблюдения и  экскурсии. Такие формы работы обеспечивают наибольшую выразительность представлений, максимальную действенность приобретенных воспитанниками знаний; где они на практике проявляют и закрепляют полученные знания, реализуются все направления развития, проявляются коммуникативные качества дошкольников. Педагогами ДОУ были организованы экскурсии с детьми на предприятия и организации нашего поселка: Пожарная часть, Центральная районная больница, Музей, Хлебная База №63, СОШ №1, Дом детского творчества.

Вошли в традицию «Встречи с интересными людьми», к проведению которых привлекаются родители и  специалисты организаций и учреждений нашего поселка. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых строится на диалоге детей с взрослыми, труд которых они наблюдают, что способствует социализации дошкольников, формирует у них отношение к профессиям.

Выпускаемые нами газеты для родителей «Детям о профессиях» в старшей и подготовительной группе, где размещали материалы, помогали родителям в доступной форме познакомить детей с разными профессиями и важностью каждой профессии.

Очень большая работа была организована с родительским сообществом ДОУ в данном направлении. Разработан перспективный план работы с родителями, проводились родительские собрания, заседания семейного клуба, индивидуальные и коллективные беседы и консультирования. Родители принимали активное участие в работе по профориентации воспитанников: участвовали в организации мероприятий, развлечений, экскурсий, занятий, принимали участие в изготовлении костюмов и атрибутов для игр, занятий, развлечений.

Одним из путей повышения качества дошкольного образования в сфере ранней профориентации дошкольников   мы видим в установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, в немалой степени, зависит его качество.

Коллектив нашего дошкольного учреждения выстроил прочные связи с социумом в данном направлении.

Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, забота о том, чтобы каждое педагогическое воздействие в данном направлении, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Взаимоотношения в нашем дошкольном учреждении строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов.

Социальными партнерами в ранней профориентации воспитанников в 2015 – 2017 году стали предприятия и организации нашего поселка.

Мы надеемся, что наши дети благодаря грамотно построенной работы по профориентации, научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.

Педагогический коллектив стоит на пути модернизации поиска современных подходов в воспитательной реализации дошкольника по профориентационной деятельности.

Бутенко Е.А., воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №6 «Чебурашка»