Профориентация детей – важное направление работы образовательных учреждений

21 Мар 2018, Автор: admin

Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений.

Чтобы в 15-17 лет ребенок не стоял на распутье, боясь выбрать ту или иную профессию, не поддавался давлению родителей, а сам четко мог определиться в своих способностях и желаниях необходимо,  что бы работу по профориентации начинали педагоги детского сада.

Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем.   Не имея опыта работы, не побывав ни разу в рабочей среде, очень трудно решить, нравится тебе эта работа или нет. Далеко не всегда представления о той или иной профессии совпадают с реальностью. Поэтому важно предоставить максимум информации  о перспективах в работе при обучении той или иной профессии.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Нами разработана  инновационная  модель комплекса психолого-педагогических условий профессионального самоопределения и ранней профессиональной ориентации дошкольников, которую мы взяли за основу работы с детьми. Ее основополагающими компонентами являются: профессиональная компетентность педагогов, предметно-пространственная  развивающая среда профессиональной направленности, образовательный процесс профессиональной направленности, социальное партнерство.

Многие педагоги, такие как Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Вот и мы решили начать с ближайшего окружения. Что окружает ребенка дошкольного возраста? Люди, каких профессий? В первую очередь это работники дошкольной организации, медики, продавцы, парикмахеры.

Решили, что работать будем по двум направлениям: когда, дети входят в профессию и когда профессия приходит к детям.  В рамках этого подхода мы использовали следующие формы:

1. Формы вхождения детей в профессию:

  • экскурсии;
  • беседы;
  • дидактические игры;
  • чтение художественной литературы;
  • просмотр мульфильмов;
  • просмотр видеороликов и презентаций;
  • рисование, лепка, аппликация, ручной труд;
  • проектная деятельность;
  • сюжетно-ролевые игры.

2. Формы прихода профессии к детям:

  • клуб встреч с интересными людьми (родители);
  • цикл встреч «Кем быть – я уже решил» (студенты учебных заведений);
  • наблюдение за трудом взрослых, посильное участие в нем.    

Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области. Что бы лучше понять способности, наклонности, определенные потребности ребят мы провели диагностику. Для этого мы выбрали тест, составленный по принципу дифференциально-диагностического опросника профессора Е. Климова. Опросник позволяет определить, к какому типу профессий испытывает склонность дошкольник 5-7 летнего возраста. В сравнительном анализе видно, что доля неопределившихся детей снизилась, повысился процент детей склонных к профессиям типа человек-человек, человек-техника. Это объясняется полученным реальным опытом взаимодействия с людьми данных типов профессий.  Инновационная система учебно- воспитательного процесса в МДОАУ, являющейся фактором реализации модели профориентационнной деятельности по реализации задач образовательной области  «Социально-коммуникативное развитие» различных видах деятельности и культурных практиках позволило качественно изменить уровень представлений детей о профессиональной деятельности взрослых(опросник Л.В. Куцаковой «Ознакомление с трудом взрослых»): количество детей, имеющих знания о трудовой деятельности   увеличились с 50% до 80%, количество детей отвечающих с помощью наводящих вопросов увеличилось с 65% до 72%.   Сюжеты ролевых игр стали разнообразными, насыщенными характерными трудовыми действиями и соответствующим диалогом, с применением соответствующей атрибутики и предметов заместителей.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике  и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось –  могли смело вступить в самостоятельную жизнь.

Работа по ранней профориентации дошкольников  может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Задача любого педагога, состоит в дифференцированном подходе развития каждого дошкольника с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания, а, значит, и трудового самоопределения.

Павелко Лариса Викторовна, старший воспитатель МДОАУ «Детский сад №30 «Радуга» г. Новотроицка