Ранняя профессиональная ориентация дошкольников

19 Янв 2017, Автор: admin

Одной из важнейших задач образовательной работы в дошкольном учреждении является социализация детей дошкольного возраста. Сама социальная среда выдвигает требования к уровню развития ребёнка. Социализация детей осуществляется не только как знакомство с окружающим миром, получение навыков общения, но и как знакомство старших дошкольников с жизнью современного общества. В процессе усвоения ребёнком социальных ценностей, требований, норм, принятых в обществе, формируются личностные качества. Задачей взрослых является постоянное расширение представлений ребёнка о социальном мире, оказание помощи в накоплении опыта и понимании своего места в мире людей. Наилучшим способом передача знаний и социального опыта осуществляется через общение и совместную деятельность ребёнка и взрослого. Ребёнок учится проявлять своё отношение к окружающей действительности, к людям, окружающим его, проявлять свои способности. Знания о социальной действительности преподносятся и через расширение представлений дошкольников о трудовой деятельности людей. Подобные знания обеспечивают понимание ребёнком общественного уклада, понимания места человека в обществе, его вклада в решении общественных задач, понимания значения труда для каждого человека. Знакомство с профессиями происходит на протяжении всего дошкольного периода. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, приобщиться к миру взрослых.

Было установлено, что от уровня знаний о труде зависит интерес к трудовой деятельности, развитие познавательной деятельности, умение практически выполнять доступные трудовые процессы (повышение уровня знаний сопровождается активизацией интереса к трудовой деятельности). Успешное овладение детьми знаниями о труде взрослых возможно при хорошей организации педагогической работы. Ранняя профориентация детей носит информационный характер. Выделяют следующие задачи профориентации детей дошкольного возраста: ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями, привить любовь к трудовым усилиям, сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности. Цель ранней профориентации сформировать у ребёнка эмоциональное отношение к профессиональному миру.

В современных Программах воспитания и обучения в дошкольном учреждении труд является обязательной областью знания. Разработчики Программ дошкольного образования включают в данный раздел сведения о значении труда, профессиональной деятельности взрослых, условиях и значении их работы, формирование трудовых навыков и другое с целью общего развития детей и воспитания трудолюбия в детях. Положительным в традиционном подходе к трудовому воспитанию является воспитание отношения к рукотворному миру, к красоте человеческого труда, человеческого творения. Наиглавнейшей задачей трудового воспитания является воспитание трудолюбия. Нет необходимости доказывать, какие преимущества перед другими (сверстниками, взрослыми) имеет человек, умеющий хорошо трудиться, ответственно относиться к своим обязанностям. Трудолюбие – сложное многосоставное, комплексное качество, которое среди немногих способно «переноситься» в другие виды детской деятельности, в том числе и учебную. Выпускник дошкольного учреждения, обладающий этим качеством, будет успешнее учиться в школе, осознаннее и ответственнее воспринимать обязанности учителя. Ведь учеба такой же труд, работа, как у взрослых. Трудолюбие – это совокупность желания и умения трудиться в рамках индивидуальной и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Участие в труде, как доказано многочисленными исследованиями, не всегда автоматически дает эффект воспитания и развития личности ребёнка. Труд дошкольников может и должен быть только средством воспитания у детей положительного отношения к труду, начал трудолюбия. В соответствии с требованием времени, следует больше внимания уделить учету склонностей и интереса детей к разным видам труда, больше внимания уделить культуре самообслуживания и культуре деятельности в целом. Реализация в практике дошкольного образования личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка создает богатые перспективы для совершенствования индивидуальной работы с детьми в направлении ранней профориентации.

Ранняя детская профориентация носит информационный, консультационный характер. Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста. Когда они подражают в ней взрослым, то обычно играют в профессии. И это может стать решающим фактором будущей социализации ребенка, основой для будущего профессионального определения.

Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья. Благоприятным условием для воспитания трудолюбия созданы в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о работе. Личный пример родителей является для ребенка очень важным стимулом. Имея положительный пример родителей, дети стремятся быть трудолюбивыми, оказывать помощь, приносить пользу. Рассказывая ребенку о своей профессии, о значении своей работы для общества, ребенку прививаются нравственные мотивы, побуждающие к труду, а, может быть, и к выбору будущей профессии. Ранняя профориентация является решающим фактором социализации ребенка. Она включается в формирование системных знаний о профессиях, трудовой деятельности людей. Ранняя профориентация дошкольников осуществляется в условиях дошкольного образовательного учреждения с учетом особенностей психологического развития ребенка. Для этого необходимо создание условий для ранней профориентации дошкольников.

Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет:

— углубить практические знания воспитанников;

— выявить интересы и склонности воспитанников;

— развивать интерес и умение осуществлять действия.

Использование игрового пространства позволяет:

— индивидуализировать обучение с помощью игрового пространства;

— актуализировать знания и умения, имеющиеся у дошкольников;

— позволяет каждому участнику участвовать в игровом процессе;

— помогает выполнить игровую работу в собственном ритме;

— использовать полученные знания в практическом применении;

— принимать во внимание деятельность других воспитанников;

— предусматривать игровой замысел;

— корректировать и развивать игровой сюжет.

Реализуя задачи образовательной программы отдавать приоритет принципа активности, где дошкольник является активным субъектом жизнедеятельности со своим индивидуальным опытом и особым восприятием окружающего мира. При проведении учебной деятельности с воспитанниками стараться использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников. Используются традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанниками.

Игровая деятельность.

У дошкольников основным видом деятельности является игра. Игра – исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.

Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!

В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.)

В старшей группе игры усложняются. В играх показана работа различных учреждений (банк, магазин, аптека). У воспитанников совершенствуются навыки в играх, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, милиционера, водителя, космонавта, шахтера, спортсмена, летчика). В играх на тему «транспорт» совершенствуются знания правил дорожного движения, воспитанники учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх воспитанники пытаются изобразить профессии своих родителей.

Дети учатся создавать элементы для атрибутов игры, овладевают различные техники выполнения этих атрибутов.

В формировании профориентации воспитанников важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо работать.

Наблюдения и экскурсии

Большое значение в ознакомлении воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями проводится через наблюдения и заочные экскурсии. Такие формы работы обеспечивают наибольшую выразительность представлений, максимальную действенность приобретенных воспитанниками знаний; где они на практике проявляют и закрепляют полученные знания, реализуются все направления развития, проявляются коммуникативные качества дошкольников. В процессе наблюдений важно фиксировать внимание воспитанников на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у них правильного отношения к труду, для формирования их собственной трудовой поведения.

Проектная деятельность

Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальной жизни. Метод проектов также является особым механизмом взаимодействия семьи и дошкольного подразделения.

Горбенко Марина Ивановна, старший воспитатель, муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад  «Светлячок» Оренбургская обл., Светлинский р-он, п. Светлый