Ранняя профориентация дошкольников в детском саду

15 Янв 2017, Автор: admin

Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, которые определяют содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей.

Трудами таких исследователей, как Я.З. Неверович, Д.Б. Эльконин, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева, А.А. Люблинская заложены основы отечественной теории трудового воспитания. Её суть сводится к тому, что в дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий.

В современной педагогической науке проблема ознакомления дошкольников с трудом взрослых изучали многие ученые: В.И. Логинова, Л.А. Мишарина, А.Ш. Шахманова, М.В. Крулехт. В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы: С.А. Козлова и А.Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед). М.В. Крулехт и В.И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду. Многие педагоги, такие как Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.

О необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н.Н. Захаров, Е. Гинзберг, Д. Сьюпер, Е.Н. Землянская, С.Н. Чистякова, Е.А. Климов и др. Данные авторы уделяли внимание этапам формирования профессионального самоопределения, возможностям выбора

предпочитаемых профессий детьми. В исследованиях В.И. Логиновой, Л.А. Мишариной, С.А. Козловой, А.Ш. Шахматовой и др. по проблеме ознакомления детей с профессиями взрослых раскрывается то, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация.

Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует присутствия у детей на первом месте четких понятий о том, что в каждом конкретном виде труда достигается результат, имеющий точное значение – удовлетворять ту или иную потребность. Таким образом, знание назначения конкретного предмета даст ребенку возможность понять конкретную ценность каждого процесса. Мы взрослые готовим детей к тому, чтобы они в дальнейшем смогли смело вступить в самостоятельную жизнь. Следовательно, знания о труде должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе дошкольного учреждения. Более того, знакомство детей с трудом взрослых и отдельными профессиями необходимо осуществляться как целостный процесс.

Приобщение ребенка дошкольного возраста к миру взрослых проводится в большей степени через игру. Это самый привычный, понятный, доступный и интересный для детей вид деятельности. Именно на игровой основе решаются задачи по ознакомлению с трудом взрослых. Главная задача дошкольного образования — это формирование адекватно положительного отношения к труду взрослых. На ряду с этим решается задача первых представлений о труде, роли труда в обществе и конкретно в жизни каждого человека.

Тесно связано с развитием личности на всех возрастных этапах – профессиональное самоопределение. Поэтому дошкольный возраст является подготовительным этапом, в котором закладывается основа для профессионального самоопределения в будущем. Чтобы воспитать у дошкольников адекватное отношение к труду, надо насыщать представления детей о многообразии профессий взрослых. О роли труда в жизни взрослого человека. А также обогащать знания детей о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе выполнения труда.

Дети дошкольного возраста уже могут осознавать значение деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата.

Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы). Детская мотивация к обогащению знаний очень велика и развиваясь, она переносится на различные действия. А в последствии и на труд взрослых. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учетом современных образовательных технологий.

1. Технология проектной деятельности (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова). Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

2. Технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков, Н.А. Короткова). Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:

— опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений;

— коллекционирование (классификационная работа) – освоение родовидовых отношений.

— педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко). Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

— технология интегрированного обучения (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность.

Работа по ранней профориентации детей в дошкольной образовательной организации строится с учетом следующих принципов:

1. Принцип личностно-ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).

2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.

3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).

4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).

5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).

6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Также формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.

7. Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.

Таким образом, трудовая деятельность детей дошкольного возраста имеет свою особенность. А приблизить и подготовить ребенка к труду, значит сформировать у него готовность трудиться и в первую очередь в психологическом плане. Это в свою очередь приведет к успешному освоению любыми видами производительного труда. Можно сказать, что отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми.

Хлебова Елена Евгеньевна, старший воспитатель МДОАУ «Детский сад № 9 «Кораблик» комбинированного вида г. Новотроицка Оренбургской области»