Ранняя профориентация: мы уверены, что наши дети не ошибутся в выборе профессии!

13 Янв 2017, Автор: admin
  • Труд строителя всем нужен
  • Нужен всем и вкусный ужин,
  • Доктор, чтобы всех лечил,
  • И учитель, чтоб учил.
  • Летчик нужен, чтоб летать…
  • Ну а ты, кем хочешь стать?

Аннотация

В статье раскрываются основные направления социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста, особое внимание уделено вопросам ранней профориентации, описывается опыт реализации профориентационного проекта, сделаны выводы о необходимости приобщения детей к ценностям труда и профессиональной деятельности человека уже на ступени дошкольного детства.

Ключевые слова: социально-коммуникативное развитие, ранняя профориентация, профориентационный проект.

В каком же возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако до этого его можно готовить уже с детского сада. Дошкольное подразделение является первой и очень важной ступенью в решении проблемы профориентации.

Эта тема актуальна, поскольку воспитание активных граждан общества, развитие их инициативы и способностей происходит еще в дошкольном возрасте. Внедрение новых интерактивных технологий в подготовке воспитанников к адекватной интеграции во взрослую жизнь, обусловливает создание новой системы ранней профориентации воспитанников.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие  в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду.

Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности – детская профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социуме. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.

Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.

На первом этапе работы, для качественного и успешного решения задач профориентации, необходимо создать предметно-развивающую среду, которая способствует прогрессивному развитию личности и поведения дошкольника и позволяет через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых. С помощью такой специализированной среды также успешно реализуются задачи гендерного воспитания дошкольников. Поскольку жизненное пространство – интегрированная категория, охватывающая все сферы и аспекты жизнедеятельности дошкольника, главная задача – создание оптимальных условий для личностного роста. Такое пространство обеспечивает проявление у воспитанника «творчества» и «креативности», которые на сегодня являются базовыми качествами личности.

Второй этап работы совместная работа воспитателя с воспитанниками. Внедряя различные формы работы с воспитанниками, используются дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и технологии, что позволяет значительно повышать эффективность занятий и результативность обучения и развития дошкольников. Реализуя задачи профориентации необходимо отдавать приоритет принципу активности, где дошкольник является активным субъектом жизнедеятельности со своим индивидуальным опытом и особым восприятием окружающего мира. При проведении учебной деятельности с воспитанниками стараться использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников. Необходимо использовать традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанниками.

Самым удачным видом работы в данном направлении является метод проекта, так как он основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным.

Работа над проектом позволяет воспитанникам на простых примерах более глубоко овладевать глобальными понятиями определенных профессий, значительно углубляет знания дошкольников о профессиях; увеличивает самостоятельную активность дошкольников; развивает у творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов находить информацию о предметах или явлениях и решать проблемные ситуации.

Проект «Работа всякая нужна, работа всякая важна», который реализовывался в нашем детском саду,  позволил  интегрировать сведения из разных областей знаний. Сотрудники ДОУ разработали его на основе ФГОС ДО, который предусматривает  активное участие каждого дошкольника в различных видах деятельности.

В процессе проекта был оформлен информационный стенд для родителей, в каждой группе проведены консультации: «Из чего складывается трудолюбие?», «Трудовое воспитание в семье», «Ознакомление детей с трудом взрослых», Календарно-тематический план, включал в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей.

Организована развивающая предметная сред, с учётом гендерного подхода, которая является важным компонентом для развития у детей интереса к профессиям взрослых.

В течение проекта были организованы встречи с интересными людьми. Ребята познакомились с профессиями: полицейский, водитель, врач, художник, почтальон, фармацевт, библиотекарь, связист. Наблюдали за ближайшими профессиями внутри ДОУ.

Были организованы экскурсии-наблюдения на производство: аптека, почта, связь. Наблюдения за трудом взрослых уточнили представления детей о профессиях, пробудили любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствовали выработке положительного отношения, уважения к их труду.

Непосредственно образовательная деятельность по знакомству с различными профессиями сопровождалась беседами, рассматриванием иллюстраций, предметов труда, чтением художественного слова, дидактическими играми – всё это позволило детям наиболее полно понять процесс труда, суть профессии. Использование различных приёмов работы способствовали развитию у детей навыков описательной и объяснительной речи, обогащению и активизации словаря. Использованные игры и игровые моменты были направлены на расширение, уточнение и закрепление приобретенных знаний.

При организация разного вида труда: труд в природе, дежурство, хозяйственно-бытовой труд, дети с удовольствием наблюдали за результатами своего труда. С восторгом рассказывали, как ухаживали за огородом на подоконнике, дежурили, кормили рыбок, помогали мыть игрушки.

В самостоятельной деятельности для них организовывались сюжетно-ролевые игры «Путешествие», «Поликлиника», «Скорая помощь», «Минимаркет», «Пожарные», «Почта», «Транспорт», «Салон красоты», «Служба спасения» др. В ходе этих игр закреплялись знания, полученные в ходе непосредственно-образовательной и в совместной деятельности.

Итогом проекта стало проведение занятия – КВН «В мире профессий», выставок книжек-малышек «Профессии»,   кукол в одежде по профессиям.

Коллектив считает, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации.

Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире  профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.

Таким образом, раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми. Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.

Анна Вергизова, заведующий МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик» п. Первомайский