Развитие певческих умений у детей дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности ДОУ

01 Ноя 2016, Автор: admin

Роль музыкального искусства в воспитании подрастающего поколения неоценима. Музыка оказывает на человека действенное и глубокое влияние, особенно если она воспринимается эмоционально, а музыкальные образы для слушателя ясны и понятны.

Одним из красивейших средств музыкального искусства является пение. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.

Из всех видов музыкальной деятельности дошкольников пение является наиболее доступным видом для детей, очень любим и доставляет неподдельное удовольствие. Анализ современных научных исследований (А.Ф. Битус, А.Д. Демченко, Л.В. Егорова, Е.В. Михеева, Е.А. Некрасова, И.Ю. Нечаева) показывает, что хоровое пение влияет на развитие личности ребенка. И речь здесь идет не только о развитии художественного вкуса за счет влияния на эмоционально-эстетический строй личности, но и об умственном развитии. Речь, например, как материальная основа мышления, формируется при воспитании слуха и голоса. И даже на физическое здоровье ребенка планомерное вокально-хоровое воспитание оказывает благоприятное воздействие. На сегодняшний день его развивающий потенциал активно используется в педагогической практике, а эффективность доказывается результатами исследований (М.Ю. Картушина, Н.А. Кокина, Г.П. Ларионова).

Человеческий голос является для каждого ребенка самым доступным инструментом. Однако, детский голос по своим качествам, значительно отличается от голоса взрослого. Эти отличия связаны с физиологическими особенностями ребенка-дошкольника:

  • — голосовые связки короткие и тонкие, что делает звучание детского голоса легким и высоким;
  • — гортань в 2-2,5 раза меньше, чем у взрослого, что приводит к слабости звука, образовавшегося в гортани;
  • — малая емкость легких не позволяет звуку набрать большую силу.

Данные возрастные особенности необходимо учитывать при организации детского вокально-хорового исполнительства.

Также необходим учет индивидуальных проявлений детей, так как вокальное развитие происходит весьма своеобразно. У некоторых детей на начальном этапе обучения констатируются высокие достижения, но, в определенный момент наступает остановка и наблюдается отсутствие дальнейшего продвижения. Но часто встречается и обратная картина, когда ребенок не демонстрирует даже малых успехов, а потом опережает своих продвинутых сверстников. Данные факты говорят о важности личностно-ориентированного подхода в работе с детьми.

Это актуализируется еще и тем, что на начальном этапе обучения пению многие дети скованы и зажаты, испытывают затруднения в открытом выражении собственных эмоций. На занятиях педагог проводит работу по раскрепощению, активизации детей, стимулированию их самостоятельности.

Таким образом, целью обучения дошкольников пению становится не столько развитие певческих умений, сколько воспитание музыкально-творческого ребенка.

При этом решаются как специальные задачи развития музыкальных способностей, ознакомления с правилами певческой деятельности, воспитания сценической культуры, так и общепедагогические задачи, способствующие достижению целевых ориентиров дошкольного образования.

Комплексное решение обозначенных задач дополняется внедрением современных технологий музыкального воспитания дошкольников, что помогает выстроить систему работы, способствующую более полному, творческому и осмысленному освоению детьми пения.

В процессе организованной образовательной деятельности дети получают представления о вокально-хоровых терминах, знакомятся с устройством и работой голосового аппарата. Особое внимание на занятиях уделяется вокально-технической работе, в процессе которой у детей формируются навыки осознанного использования регистров голоса, тренируется певческое дыхание, дикция и артикуляция, развивается звуковысотный и вокальный слух, координация между слухом и голосом. Большое значение для музыкального развития детей имеет вокальная и художественная работа над репертуаром. Она предполагает формирование у детей навыков осознанного применения голосообразования, а также обращение к полученным ранее теоретическим знаниям в процессе разучивания и исполнения произведения.

Данные направления обучения формируют у детей умение ярко и артистично исполнять песню, не забывая о соответствующих вокально-хоровых знаниях.

.

Макеева Т.А.

Опубликовано: Новая наука: опыт, традиции, инновации: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (12 сентября 2016 г., г. Омск). – Стерлитамак: АМИ, 2016. – С. 24-26.