Развитие детской одарённости: способы реализации в образовательной программе дошкольного образования

16 Мар 2018, Автор: admin

Одним из условий образовательного стандарта дошкольного образования является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Следовательно, образовательный процесс в дошкольном учреждении должен строиться с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. 1,2 сл.

Проблема раннего выявления и обучения талантливых детей является приоритетной и в нашем детском саду. Я, как педагог по изобразительной деятельности, принимаю самое непосредственное участие в реализации данного направления. 4,5 сл.

Целью моей деятельности является раннее выявление, поддержка и сопровождение детской одарённости; гармонизация и развитие творчески одаренного ребенка в изобразительном искусстве. 6,7 сл.

Образовательный процесс организован в соответствии с содержанием образовательной программой дошкольного образования ДОУ и осуществляется с учетом индивидуальных образовательных маршрутов, разработанных на каждого ребёнка. 8 сл.

На первом этапе осуществляю сбор информации о ребёнке. Ежедневно на занятиях наблюдаю за детьми и регистрирую полученные данные. 9 сл.

На следующем этапе анализирую полученную информацию, определяю цели и задачи развития ребенка, 10 сл.

На последнем этапе выстраиваю индивидуальный план развития ребёнка, оформляю индивидуальный образовательный маршрут.

В МБДОУ«Детский сад «Сказочная поляна» Северного района, в котором я работаю преподавателем по изодеятельности, для успешного выявления и развития детской одарённости созданы оптимальные условия: изостудия, где имеются: образцы народно-прикладного искусства, репродукции картин русских художников, скульптуры, оригами, различный материал для творчества. 11 сл.

В групповых помещениях оборудованы центры художественно-эстетического развития, оснащенные всем необходимым оборудованием для самостоятельной изобразительной деятельности детей. 12сл.

Занятия по декоративному рисованию в зависимости от целей могут проводятся в комнате русского быта «Русская изба», в комнате сказок, музыкальном зале. 13, 14 сл.

Новизна педагогического опыта по развитию одарённости дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования заключается в новых подходах, которые раскрепощают ребенка в процессе изобразительной деятельности. Он уже не боится, что у него что-то не получиться, — немного нетрадиционной техники, доступной ребенку, и пятно на листе превращается в бабочку, дуб-великан, морское чудовище… Рисование с использованием нетрадиционных техник не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. 15, 16 сл.

В своей практике я ранее использовала нетрадиционные техники рисования разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности, взяв их за основу при организации творческой деятельности воспитанников (17,18 сл.), накопив определённый опыт использования нетрадиционных техник рисования, пришла к выводу, что эту работу необходимо систематизировать. Таким образом, мною была разработана парциальная программа «Разноцветная игра», которая реализуется во второй половине дня и является парциальной программой, входящей в часть, формируемую участниками образовательных отношений основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ«Детский сад «Сказочная поляна» Северного района. 19 сл.

Цель программы: развитие художественно-творческой деятельности старших дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования.

20 сл.

Содержание программы перед вами на слайдах: 21,22, 23 сл.

  • приобщение детей к миру искусства
  • Создание условий для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами
  • Обучение приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов
  • Обогащение опыта творческой деятельности, формирование культуры творческой личности, самовыражение ребёнка
  • Формирование эстетического отношения к окружающей действительности.

Реализация программы помогает увлечь ребёнка в сказочный мир рисования, где оживают линии, создаются иллюстрированные рассказы, приобретаются навыки творческого самовыражения, в результате которых рождается детский шедевр. 24 сл.

Развитие одарённости осуществляется ежедневно на каждом занятии. При этом необходимо создать новую ситуацию таким образом, чтобы дети, с одной стороны, могли применить свои умения, с другой – искали новые решения и творческие подходы. 25 сл.

На своих занятиях я знакомлю детей с разными видами искусства, показывая детям произведения искусства различных художников, акцентирую их внимание на различиях, как по тематике, так и по средствам выразительности. Обсуждаю с детьми содержание того или иного произведения. В детях поддерживаю стремление видеть в окружающем их мире красивые предметы и явления. Обращаю внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве. Поощряю и поддерживаю личностное творческое начало, индивидуальность в работе и использование различных нетрадиционных приёмов рисования. 26 сл.

Практическую деятельность осуществляю в различных направлениях и формах работы: организую работу творческих мастерских, принимаем участие в конкурсах детского рисунка, провожу индивидуальные и групповые занятие с одарёнными детьми. 27 сл.

Детским садом отлажена работа с социальными институтами села. Мы тесно взаимодействуем с «Детской Школой Искусств», выставочным залом художников Северного района, краеведческим музеем Северного района, районной библиотекой. 28 сл.

Взаимодействие с родителями – важная и неотъемлемая часть моей работы. Ведь родителям принадлежит особая роль – содействие детскому развитию. Совместная деятельность детей и взрослых превращается в событие, позволяющее детям испытать чувство успешности. 30 сл.

Таким образом, успешность в изодеятельности стимулирует ребёнка и, как следствие, влияет на его успешность и развитие одарённости и в других видах детской деятельности. 31 сл.

Результаты и достижения:

  •  наши воспитанники являются неоднократными победителями и призёрами областного конкурса детского рисунка «Пусть всегда будет солнце». 32 сл.
  •  наш труд отмечен Благодарственными письмами министра образования Оренбургской области Вячеслава Александровича Лабузова. 33 сл.

Опыт работы по парциальной программе «Разноцветная игра», представленный на конкурсный отбор в 2015 г., был высоко оценен членами жюри. Это самая высокая оценка нашей деятельности – получение гранта Губернатора Оренбургской области.

Благодарю за внимание. Желаю всем творческих успехов. 34 сл.

Сардина Лариса Васильевна, преподаватель изобразительного искусства МБДОУ «Детский сад Сказочная поляна», с.Северное