Технологическое сопровождение творческой одаренности детей в предшкольном образовательном пространстве

06 Окт 2012, Автор: admin

Управляемость технологического сопровождения предполагает поэтапную работу по определению проверяемой цели, поэтапной диа­гностике, проектированию индивидуальной образовательной траектории ребёнка, варьированию средств и методов с целью коррекции результа­тов. Целью технологического сопровождения ребёнка в предшкольном образовательном пространстве является создание таких педагогических условий, которые способствуют развитию творческой одарённости детей, целостной картины мира, познавательных интересов, способов решения проблемных ситуаций, а также любознательности, целеустремлённости, самостоятельности, креативности и других личностных качеств. Стрем­ление ребёнка предшкольного возраста к познанию является одним из ве­дущих импульсов его жизнедеятельности. Его вопросы об окружающем мире могут носить различный характер. Значимы образовательные вопро­сы, возникающие в точках пересечения личного интереса ребёнка с куль­турой человечества. Такие вопросы проявляют познавательные интересы ребёнка, его когнитивные компетенции. На их основе выстраивается индивидуальная образовательная траектория, которая включает в себя как инвариант программы подготовки ребёнка к школе, так и вариативную часть, ориентированную на развитие творческой одарённости ребёнка.

Изменение жизненных целей обусловливается поочередной сменой жизненных циклов, внутренними ритмами. Ребёнок становится центром организации своего бытия, благодаря раскрытию способности к самораз­витию, самосовершенствованию, смыслообразованию. В образовательном пространстве создается поле для смыслового и культурно-творческого развития личности, возникновения собственного мира, который выступает в роли своеобразной внутренней среды. В процессе познания себя, своего предназначения, своей будущей роли как ученика рождается мировоспри­ятие, в котором осуществляется переход от смыслообразования к практи­ческим действиям, учебной деятельности и совершенствуются творческие умения, развиваются мотивы творческой деятельности.

Проектируя педагогический процесс, необходимо учитывать усло­вия, обеспечивающие возможность ребенку определить индивидуальную траекторию развития. Понятие «индивидуальная траектория» определяет­ся как путь, пройденный ребенком от отдельных действий, выполняемых в той или другой сфере, до логически выстроенных действий, которые позволяют ему открыть индивидуальный внутренний мир, новое знание о себе и окружающем мире, создать новый образ своего «Я», гармоничные отношения и коммуникации с окружающими взрослыми и сверстниками. На этом пути ребенок приобретает индивидуальный опыт или закрепля­ет присвоенный социокультурный опыт, способы деятельности, общения или проявляет новые личностные свойства, качества, модели поведения, а также способности самостоятельно создавать себе среду для удовлетво­рения потребностей.

На уровне предшкольного образования формируется индивидуаль­ный путь жизни человека, когда ребенок отстраняет прошлый опыт жизни своих родителей. Он начинает свободно проявлять социальную и творчес­кую активность, меняет ее направленность. В этой смене происходит про­ба своих сил, способов установления контактов, преодоление трудностей, противоречий, проблем, конфликтов. С детства человек пишет историю своей жизни (биографию) в реальном времени и пространстве, изменяя свой образ «Я».

В заключение хочется вспомнить слова С.Н. Рериха:. «Наша эволю­ция должна взрастить сильное поколение, и это главная задача. Будем же начинать с малого и ждать, чтобы расцвело прекрасное дерево. Связи со­здаются не сразу. Всегда нужно начинать с малого. Если что-то посажено правильно, оно будет расти и развиваться. Если дело жизненно, оно всегда разрастается. Лучше этой работы нет и не найдёте! Потому что лучший подарок, который человек может дать своим ближним, — это стать лучшим человеком». Мир становится огромным, сложно устроенным культур­но-воспитательным пространством. Когда мир обретает смысл в образо­вании, жизнь человека приобретает значение не только для него, но и для мира в целом. Именно поэтому актуальным и значимым на современном этапе педагогической мысли является разработка технологического со­провождения развития творческой одаренности детей в предшкольном образовательном пространстве.

По материалам научных исследований И.Э. Куликовской, А.Е. Куликовского